Учётная и налоговая политика банка

В приказе об учетной политике для целей расчетов по налогам (и иным обязательным платежам) должны быть отражены следующие вопросы (с соответствующим обоснованием):

1) выбранные организацией способы формирования налоговой базы по различным налогам;

2) схемы ведения налогового учета;

3) формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных;

4) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения, и т.д.

Выбирая вариант формирования налоговой базы, организация должна четко определить, к какому налогу конкретно относится тот или иной способ учета. При этом данные налогового учета должны отражать:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей расчетов по налогам в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) остатки расходов (убытка), подлежащие отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования резервов;

5) сумму задолженности по расчетам с бюджетом и др.

При выборе учетной политики необходимо предусмотреть возможность максимального совмещения бухгалтерского и налогового учета. Их совмещение возможно, в частности, по следующим направлениям: учет расходов на ремонт основных средств; учет расходов на НИОКР; оценка остатков незавершенного производства; способы группировки учета затрат.

Учетная политика банка для целей бухгалтерского учета.

Содержание учетной политики банков принято рассматривать в разных аспектах, важнейшие из которых представлены ниже.

Организационно-технический аспект.

При формировании учетной политики применительно к конкретному направлению бухгалтерского учета выбирается один из нескольких допустимых его вариантов. Если в законах и иных нормативных актах такие варианты не установлены, то банк, формируя свою учетную политику, самостоятельно разрабатывает соответствующий вариант исходя из Правил учета. Сказанное относится к формированию рабочего плана счетов, выбору форм первичных учетных документов, к порядку инвентаризации имущества, документооборота, технологии обработки учетной информации, внутрибанковскому контролю за операциями, порядку и периодичности печатания учетных документов.

В рабочем плане счетов отражается перечень счетов 2-го порядка, применяемых в данном банке (балансовых и внебалансовых счетов, счетов для учета срочных операций, счетов депо, счетов доверительного управления). Если банк проводит операции, не отраженные в типовом Плане счетов, то он вправе открывать счета 2-го порядка в соответствующих главах и разделах Плана счетов исходя из экономического содержания таких операций (с обоснованием необходимости введения дополнительных счетов). Наряду с этим утверждается и порядок открытия и закрытия лицевых счетов с учетом того, что некоторые из них могут обнуляться, но не закрываться.

Первичные учетные документы согласно совместному постановлению Минфина РФ от 18 июня 1998 г. № 27н и Госкомстата РФ от 29 мая 1998 г. № 57-а принимаются к учету в том случае, если они составлены по унифицированным формам. Первичные документы, для которых в альбомах Госкомстата РФ не предусмотрены типовые формы, утверждает руководитель банка.

Составной частью учетной политики банка является порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств, определяемые в соответствии с Методическими указаниями Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 и Правилами учета. Оптимальным считается проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности: имущества — по состоянию на 1 октября, а финансовых обязательств, денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности — на 31 декабря отчетного года. При передаче имущества в аренду, его выкупе или продаже, обнаружении факта хищения или порчи имущества, смене материально ответственных лиц и в других необходимых случаях необходима частичная инвентаризация.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации. Под документооборотом понимается осуществляемое по определенным правилам движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки. Правила документооборота утверждает руководитель банка.

Согласно п. 1.5 части III Правил учета все документы, поступающие в банк в операционное время, в том числе из филиалов, подлежат отражению на его счетах в тот же день. Порядок приема документов после операционного времени определяет сам банк (такой порядок оговаривается в договорах с клиентами).

Технология обработки информации зависит от применяемых средств автоматизации банковских технологий и соответствующих программных продуктов. Как правило, используется программа «Операционный день банка» в рублевом и мультивалютном режимах. Некоторые крупные банки сами разрабатывают собственные бухгалтерские программы либо привлекают к их разработке специализированные фирмы.

Порядок внутрибанковского контроля, который ведут специальные работники бухгалтерии банка, определен в разделе 3 части III Правил учета.

Организацию контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы обеспечивает главный бухгалтер. Руководитель банка наряду с общим наблюдением за состоянием бухгалтерской работы проверяет своевременность составления баланса и отчетности, периодически контро-лирует своевременность и полноту зачисления средств на счета клиентов, качество обработки расчетных и кассовых документов. Он также обеспечивает контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков организации.

Контроль ведется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете. Контроль направлен на обеспечение сохранности средств и ценностей, соблюдение клиентами требований к оформлению документов, своевременное исполнение распоряжений клиентов о перечислении (выдаче) средств, перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я