Роль иностранного капитала в банковском секторе России

Степень открытия рынков финансовых услуг характеризуется большой дифференцированностью по странам в зависимости от потребности в экспорте финансовых услуг, необходимости поддержания полноценной конкурентной среды на внутреннем рынке и представления правительств о допустимом уровне либерализации финансового рынка без нанесения ущерба национальной экономической безопасности. Как правило, чем более развита страна, тем менее она вводит формальных ограничений и тем выше у нее уровень требований к открытости других стран.

Например, в Китае иностранные банки могут открывать филиалы, учреждать дочерние банки лишь в 24 городах и специальных экономических зонах и только при соблюдении строгих условий. Скажем, чтобы открыть филиал, «родительский» банк должен располагать активами не менее 20 млрд долл., а собственный капитал филиала должен быть не менее 100 млн долл., причем 30% этой суммы резервируется в Народном банке Китая. Есть еще и неформальные условия, например «список заслуг перед Китаем».

Характерно, что различные меры поддержания высокого уровня работы национальных банков активно применяют и ведущие страны — члены ВТО, причем не только в кризисные периоды. Это свидетельствует о том, что при необходимости они в своей экономической политике руководствуются прежде всего национальными приоритетами. Так, в США до сих пор действует Закон о региональных реинвестициях, фактически вынуждающий участников рынка финансировать различные программы регионального развития. В Японии активно проводится политика удешевления кредитных ресурсов, применяются различные экономические нормативы с целью стимулировать перенаправление ресурсов японских банков из-за рубежа на внутренние операции. Даже после либерализации финансового сектора Японии доля банков с иностранным участием в банковской системе страны составляет менее 5%.
Банковские услуги — сложный предмет переговоров. Это объясняется желанием индустриально развитых государств сохранить контроль над собственной банковской отраслью и сконцентрированными в ней ресурсами. В то же время они заинтересованы в непосредственном и полном включении ресурсов национальных банковских систем в орбиту мировых финансов без выделения национального уровня.

Считается, что открытие национального рынка для иностранных банков позволит: повысить капитализацию и емкость национальной банковской отрасли за счет средств иностранных банков; повысить конкуренцию в секторе банковских услуг, что приведет к повышению качества и снижению цены этих услуг; повысить открытость и инвестиционную привлекательность России; создать условия для сокращения оттока капитала за рубеж и возвращения какой-то его части; использовать передовые банковские технологии и ноу-хау; осуществлять инвестиции в масштабах, значительно превышающих возможности российских банков. Последний пункт разделяет и активно лоббирует ряд представителей отечественного крупного бизнеса.

При анализе негативных последствий, возникающих при вступлении страны в ВТО, необходимо учитывать как минимум следующие системные риски.

1. Прямые риски собственно банковской системы.

2. Риски, возникающие при дальнейшей либерализации других секторов экономики. Например, российские банки могут вложить средства в какую-то отрасль экономики или отдельное предприятие, а они могут не выдержать конкуренцию. При сырьевой ориентированности российского экспорта и огромном износе производственных фондов эти риски весьма значительны.


3. Риски социальные, но также влияющие на банковский сектор: возможный рост безработицы и необходимость затрат на социальные компенсации; необходимость повышения затрат на заработную плату, чтобы избежать обвинений в демпинге. Как следствие, возможно падение конкурентоспособности российских товаров.

Основные риски возникают из-за необходимости реализации нескольких ключевых пунктов (если иное не будет закреплено в ходе переговоров): трансграничной поставки нерезидентами банковских услуг с территорий иностранных государств без учреждения кредитных организаций на территории РФ; оказания банковских услуг в любой форме коммерческого присутствия, в том числе за счет учреждения на территории РФ филиалов; увеличения или вообще отмены квоты на участие иностранного капитала в совокупном банковском капитале страны.

Конкретно прямые риски банковской системы могут заключаться в следующем.

1. Риск оттока капитала. Иностранные банки, занимающиеся кредитованием российских субъектов, имеют специфические стратегические приоритеты, чаще всего не совпадающие с интересами нашей страны. Решения об условиях предоставления кредитов они принимают с учетом интересов международных клиентов или акционеров материнского банка, что зачастую означает отказ в финансировании конкурентных производств. Таким образом, существует высокая вероятность того, что средства, привлеченные с российского рынка, будут размещаться за рубежом. Такой процесс наблюдается уже сегодня.

2. Риск демпингового снижения процентных ставок. Иностранные банки в случае доминирования будут диктовать процентную политику на российском рынке. Для этого у них имеется много возможностей. Российские банки подобными возможностями не располагают.

3. Риск сравнительной потери деловой репутации. Российские банки за короткий срок своего существования просто не успели наработать необходимую деловую репутацию, стать для потребителей банковских услуг такими же привлекательными, как, например, швейцарские банки.

4. Риск утраты контроля за платежной системой. Контролируя денежные потоки крупнейших российских производителей, в первую очередь работающих на экспорт, иностранные банки могут получить контроль над финансовыми потоками и состоянием платежеспособности основы российской экономики уже не только по экспортным, но и по внутренним платежам. В случае недружественных действий финансовые потоки в, стране могут быть парализованы.

5. Риск утраты влияния на использование механизмов перераспределения средств в социальные и жизненно важные отрасли. В этом плане показателен пример Польши (впрочем, далеко не единственный). Из 62 частных банков в этой стране 44 прямо или косвенно принадлежат иностранцам. Иностранные инвесторы контролируют почти 79% капитала, 68% активов, на них приходится 72% совокупных кредитов и 64% депозитов всего польского банковского сектора. Приход западных банков не обернулся увеличением инвестиций в развитие национальной экономики. Уровень безработицы со времени вступления в ВТО непрерывно растет и уже достиг 18% (январь 2002 г.). Этот рост вызван потерей конкурентоспособности и закрытием сотен национальных предприятий в традиционных отраслях польской экономики. Темпы экономического роста упали с 7% в 1995 г. до 1,8% в 2001 г. Сельскохозяйственные отрасли, когда-то славившиеся своей продукцией, перестали развиваться. Однако западные банки не спешат вкладывать туда свои инвестиции, поскольку они не выгодны их государствам, которые поставляют в Польшу свою сельскохозяйственную продукцию.

6. Возрастание валютных рисков.

Чем больше иностранной валюты в стране, тем выше подверженность колебаниям мирового финансового рынка, а также международным финансовым спекуляциям.

7. Риск сокращения занятости в банковской сфере, прежде всего высококвалифицированного и управленческого персонала.

8. Глобальный риск потери самостоятельности денежной и кредитной системы, утраты национального суверенитета в банковской отрасли, что несет в себе угрозу национальной
безопасности.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я