Основы технологии выдачи кредита и организации работы кредитного подразделения банка

Организация банковского кредитования включает в себя (помимо формирования кредитной политики и определения системы мер, способных ее реализовать) рассмотрение заявки (заявления) клиента о выдаче ему кредита, принятие уполномоченными лицами и органами банка соответствующего (положительного либо отрицательного) решения, подготовку и заключение кредитного договора, процессы выдачи кредита, его сопровождения, возврата (погашения), а также контроля на всех этапах. Ниже речь пойдет преимущественно о начальном этапе, на котором решает-ся главный для обеих сторон вопрос — о целесообразности либо нецелесообразности удовлетворить заявку потенциального заемщика.

Все знают, что в условиях современной России кредитование заемщиков, особенно если это предприятия реального сектора, — занятие достаточно рискованное и зачастую просто опасное (доля убыточных предприятий составляет около 40%). В то же время не подлежит сомнению: значительное число крахов коммерческих банков в России — результат не только высоких рисков внешней среды, но и плохо организованного управления, особенно в области кредитного процесса. При всей сложности проблемы кредитования производства нередко истинная причина неудачи банков связаны не столько с непреодолимыми объективными условиями, сколько с субъективными факторами, которые можно правильно оценивать и своевременно учитывать. Другими словами, при грамотной организации кредитного процесса в банке, если не пренебрегать ни одним из «элементарных» правил кредитования, выработанных многовековой практикой многих стран, если проявлять необходимую профессиональную осторожность и даже разумную бдительность (чтобы не поддаваться на авантюры), то можно успешно работать даже с нашим реальным сектором.

Рассмотрение кредитной заявки.

Основанием для начала всей многогранной работы в рамках кредитной операции является поступление в банк кредитной заявки от клиента. В ней должны содержаться как минимум следующие сведения: цель кредита; размер кредита; срок кредита; предполагаемое обеспечение; источники погашения кредита; краткая характеристика заемщика, информация о видах его деятельности и деловых партнерах.

Заявка юридического лица должна быть оформлена на бланке организации либо на листе обычной бумаги, заверенном ее печатью, и подписана лицами, уполномоченными совершать кредитные операции. Заявка подается либо в операционное подразделение банка, либо в секретариат, либо непосредственно в кредитное подразделение банка.

Следующий этап работы над заявкой — этап переговоров с заявителем. В зависимости от специфики организации-заявителя, характера заявки, предполагаемого обеспечения и иных обстоятельств (включая в первую очередь содержание кредитной политики банка на текущий период) переговоры с потенциальным заемщиком могут проводиться работниками, в том числе экспертами, разных подразделений банка (кредитного, юридического, экономической безопасности, валютного, казначейства и др.) либо последовательно, либо одновременно.

Заявитель должен быть готов ответить на любые вопросы, касающиеся общих сведений о своей организации и ее деятельности, в том числе на следующие: продукция и услуги, которые организация предлагает на рынке; основные финансово; экономические характеристики заявителя (валюта баланса, объемы продаж, среднемесячные поступления на счета, доля на рынке, себестоимость продукции, уровень цен на производимую продукцию, проводимая ценовая политика); основные поставщики и покупатели; каналы и способы реализации продукции (услуг).

Обязательно последуют и уточняющие вопросы об испрашиваемом кредите, такие, например, как: назначение кредита; желательные параметры и условия кредита (вид и форма кредита, сумма, график предоставления средств, сроки, проценты); источники и график погашения долга; вид обеспечения, его оценка и ликвидность; правовая чистота имущества, предлагаемого в обеспечение (кто его собственник, требуется ли разрешение какого-либо лица или органа); способы хранения предлагаемого имущества, возможные издержки его хранения в течение предполагаемого срока действия кредитного договора; другие ликвидные активы, которыми располагает клиент и которые могли бы служить обеспечением кредита.

Будут заданы также вопросы об отношениях с другими банками: клиентом каких еще банков является организация; обращался ли заявитель за кредитом в другие банки; каков опыт работы потенциального заемщика на рынке кредитных ресурсов (наличие не погашенных, просроченных кредитов, дисциплина исполнения условий кредитных договоров и т.п.) и т.д.

Если в процессе переговоров будет выяснено, что нецелесообразно продолжать рассматривать заявителя в качестве лица, которому в принципе можно было бы выдать требуемый кредит (в том числе по причине того, что сотрудничество с ним не соответствовало бы кредитной политике банка либо потому, что такое сотрудничество угрожало бы неприемлемо высокими рисками), то ему следует дать мотивированный отказ. Если, наоборот, у работников банка сложилось благоприятное мнение о возможности продолжения работы над заявкой, то они должны предложить заявителю представить для анализа необходимые документы в соответствии с нижеприведенным перечнем.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я