Структуры управления банком

В определенном смысле соединяет достоинства и преодолевает недостатки обоих рассмотренных типов организационных структур смешанный тип структур управления, смысл которого состоит в том, что на высшем и низшем уровнях ОСУ используется линейный тип руководства, а на промежуточном уровне действуют штабы. Взаимодействие здесь происходит следующим образом: члены высшего управленческого персонала курируют и направляют работу соответствующих штабных органов; последние (в лице конкретных подразделений) могут наделяться либо полным или ограниченным правом отдавать распоряжения, либо ограничиваться консультативными функциями; в качестве объектов управления со стороны штабов выступают низовые подразделения и их работники — рядовые исполнители.

Среднему и тем более малому банку не нужно иметь развернутые варианты организационных структур управления. Низшей управленческой единицей целесообразно иметь отделы, внутри которых нет более дробных жестко фиксированных подразделений, а работники при необходимости могут полностью или почти полностью замещать друг друга.

Упрощенные (и требующие меньше кадров) варианты могут использоваться и в других случаях. Например, если рублевые и валютные операции выполняют разные подразделения, то есть смысл их объединить; функции кредитного комитета и комитета по рискам вполне может взять на себя правление, а задачи отдела общей организации кредитных операций (такое обычно имеется в крупных банках) — руководители отделов, непосредственно ведущих кредитование, или руководитель того подразделения, в которое входят эти отделы, и т.д.

Управленческие структуры должны быть удобны данному банку (помимо того, что их изменение должно быть рентабельным — обеспечивать эффект, превышающий затраты на их введение). Вместе с тем не бывает таких структур, которые были бы эффективны и удобны для всех случаев. Время от времени их надо подвергать критическому рассмотрению, помня, что организационные структуры — всего лишь форма, которая в зависимости от обстоятельств может получить разнообразное содержание. Всегда необходим конкретный анализ, который должен выявить, связаны ли проблемы банка с организационной формой как таковой или с тем фактическим содержанием, которое руководители и сотрудники вложили в эту форму.

Чтобы организация управления банком приобрела завершенность работоспособной системы, ему требуется целостный, содержательно согласованный, сильный комплект внутрибанковской документации, регламентирующей все основные направления и способы его функционирования, чего нет практически ни в одном российском банке (в лучшем случае у них имеются отдельные блоки такого комплекта). Между тем наличие хорошей системы подобного рода документов, включая инструкции, четко предписывающие, кто, что, кому, когда, в какой форме передает или разрешает, — одно из элементарных условий работы организации.

Создать такую систему — труд немалый, но и экономию трудовых затрат на выполнение операций она дает существенную. Хороший комплект внутрибанковской нормативной документации позволяет: повысить качество обслуживания клиентов; упорядочить внутрибанковские отношения, исключить принятие импульсивных решений, поднять уровень ответственности сотрудников; резко снизить вероятность проведения банком неоправданно рисковых операций.
Высшие органы управления банком.

Органы управления, которые должен создать любой коммерческий банк, и-их полномочия предписаны законодательством. Имеются в виду:

• Гражданский кодекс, ч. I, ст. 91,103;

• Закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, главы 7,8;

• Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № Н-ФЗ, ст. 32-42.

• Закон «О банках и банковской деятельности», ст. 1 Г.

В соответствии с нормами названных законов высшим органом управления коммерческого банка является общее собрание его участников (акционеров или пайщиков), наделяемое исключительной компетенцией, которая не может быть передана никаким иным органам. В эту его компетенцию, закрепляемую в уставе, входит решение важнейших вопросов деятельности банка, в частности: определение основных направлений деятельности банка; изменение учредительных документов банка, в том числе размера его УК; реорганизация банка; ликвидация банка, назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов; определение состава совета (совета директоров, наблюдательного совета) банка, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий; принятие внутренних документов банка; образование исполнительного органа банка, досрочное прекращение его полномочий (если в уставе решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета банка); избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) банка; назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора банка и определение размера оплаты его услуг; утверждение годового отчета, баланса, отчета о прибылях и убытках, принятие решения о распределении прибылей и убытков банка; определение порядка ведения общего собрания; образование счетной комиссии; заключение сделок в случаях, когда в их совершении есть заинтересованность инсайдеров банка; участие в объединениях коммерческих организаций.

Совет банка (совет директоров, наблюдательный совет) как орган собственников банка осуществляет общее руководство его деятельностью, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания. К исключительной компетенции совета относятся, в частности, следующие вопросы: созыв общего собрания участников банка, утверждение его повестки дня; определение рыночной стоимости имущества банка; образование исполнительного органа банка и досрочное прекращение его полномочий (если в уставе решение этих вопросов не отнесено к компетенции общего собрания); установление размеров выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций (если в уставе банка это отнесено к его компетенции); рекомендации о размере выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора; рекомендации о размере дивиденда и порядке его выплаты; использование резервного и иных фондов; утверждение внутренних документов банка, определяющих порядок деятельности органов управления; создание филиалов и представительств; участие банка в других организациях (за исключением случаев, когда такие решения отнесены к компетенции общего собрания); заключение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением банком имущества (в случаях, предусмотренных в законодательстве).

Текущей деятельностью банка руководят и управляют, как правило, коллегиальный исполнительный орган — правление банка и председатель правления (президент) банка (полномочия исполнительного органа банка могут быть переданы по договору коммерческой организации или даже индивидуальному предпринимателю).

К компетенции правления относятся вопросы руководства текущей деятельностью банка, за исключением тех, по которым решения принимают только общее собрание, совет и председатель правления (иной единоличный исполнительный орган). Правление банка на своих заседаниях имеет право, в частности: определять и утверждать структуру банка; подбирать кадры и рассматривать вопросы их подготовки; определять порядок организации труда, численность сотрудников банка, формы и размеры оплаты труда; обеспечивать контроль за соблюдением сотрудниками банка требований законов; рассматривать и утверждать проекты положений о структурных подразделениях банка; рассматривать и утверждать отчеты о работе подразделений; определять принципы процентной политики; определять порядок ведения делопроизводства; определять содержание информации, составляющей коммерческую тайну банка, и обеспечивать ее сохранность; решать другие вопросы, отнесенные к его компетенции в уставе и Положении о правлении, а также вопросы текущей деятельности, вынесенные на его рассмотрение председателем или другими членами правления.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я