Банк России, его компетенция и структура. Органы и учреждения банка России и их полномочия

При этом под годовой финансовой отчетностью Банка России понимаются: годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о прибыли и ее распределении; отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России; отчет об управлении Банком России входящими в состав его имущества ценными бумагами и долями в капиталах организаций; отчет о расходах на содержание служащих Банка России; отчет об исполнении сметы капитальных вложений.

Дума направляет годовой отчет ЦБ Президенту, Правительству (для заключения), рассматривает его сама до 1 июля и принимает решение. Отчет публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным;

4. Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.

Таким образом, в ключевом вопросе разработки денежной и кредитной политики ответственность ЦБ РФ явно невысока и формальна: он всего лишь представляет Думе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», а Дума ограничивается лишь рассмотрением указанного важнейшего для экономики страны документа и принимает решение, которое в принципе никого ни к чему не обязывает (т.е. одобрение или неодобрение Думой документа не мешает Центробанку вносить любые изменения в проводимую им политику, как это и случалось не раз). Оборотной стороной является то, что федеральная исполнительная власть, как показывает опыт последних лет, может побудить руководство ЦБ «переписать» основные положения денежно-кредитной политики, даже если это совсем не улучшает содержание документа.

Поэтому не должен вызывать удивления тот факт, что практика применения Центробанком указанных ранее инструментов денежно-кредитной политики всегда вызывала и вызывает массу вопросов.

Об участии ЦБ в разработке денежной и кредитной политики государства. Исходным при определении целей денежной и кредитной политики является вопрос о соподчиненности различных компонентов экономической политики. Должна существовать стратегическая цель этой политики, по которой как по камертону настраиваются все инструменты. Тогда оценка результатов как экономической политики в целом, так и отдельных ее компонентов или подсистем (структурная, инвестиционная, денежная, фискальная, бюджетная политика) должна базироваться на том, в какой степени курс, проводимый в рамках данной подсистемы, способствует решению общей задачи.

В российском законодательстве не определены правовые рамки экономической политики как системы с ее целями, приоритетами и функциональными элементами. Конституция РФ содержит определение экономической политики по сути как набора элементов, не имеющих субординирующего начала, а значит, не объединенных в систему. Тем самым законодательные основы материальной жизни общества не способствуют координации элементов экономической политики.

Анализ Конституции показывает, что с позиций законодателя существует только одна непреходящая экономическая ценность — устойчивый рубль, и ответственность за нее целиком возложена на Банк России. Задачи правительства много шире и в ряде случаев весьма конкретны, но не носят стратегического характера и не имеют формализованного критерия степени их решения. Правительство осуществляет исполнительную власть, разрабатывает и организует исполнение федерального бюджета, но также обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Как мы уже видели, ст. 4 Закона обязывает ЦБ разрабатывать и проводить в жизнь единую государственную денежно-кредитную политику «во взаимодействии с правительством». Но что, собственно, понимается под единой денежной и кредитной политикой?

Целью «денежной политики» нельзя, видимо, считать общую стабильность внутренних товарных цен (стабильность самих денег). Дело в том, что денежная политика не имеет прямого выхода на товарные цены, хотя оперируя деньгами, т.е. увеличивая или уменьшая денежное предложение, она оказывает регулирующее влияние на цены. Еще важнее то, что денежная политика (предложение денег) — не единственный фактор, влияющий на цены товаров. Действует масса других факторов, причем почти все они находятся вне компетенции ЦБ. Поэтому если бы стабильность товарных цен как задача ставилась только перед Банком России, то она по сути была бы невыполнимой. Следовательно, на устойчивость цен (и денег) должны работать несколько политик и соответственно разные органы, включая и Банк России.

Но и регулирование товарных цен, проводимое совместно с другими органами власти, нельзя рассматривать как цель денежной политики. Если для достижения одной цели используется несколько экономических инструментов, то каждый инструмент должен играть свою особую, качественно определенную роль в получении конечного результата. То есть суть проблемы сводится к выявлению того конкретного способа, посредством которого именно денежная политика должна обеспечивать продвижение к цели — стабильности цен.

В чем же тот уникальный вклад, который данное направление экономической политики вносит в решение конечной цели? Ответ может быть следующим: задачей (или целью) денежной политики является обеспечение экономики необходимой и достаточной денежной массой {исключить избыток либо дефицит денежной массы с точки зрения потребностей экономики). Денежная политика должна обеспечить условие (одно из условий) стабильности цен, но не саму эту стабильность как таковую.

Но что считать необходимой и достаточной денежной массой, а что — ее избытком или дефицитом? Для ответа на данный вопрос необходимо исходить из понятия обеспеченной денежной массы. Тогда избыточная денежная масса — это денежная масса с дефицитом обеспечения, а недостаток денег — когда под часть товарного обеспечения деньги не выпущены. При этом под обеспечением следует понимать реальное, действительное обеспечение, т.е. продукты труда, востребуемые рынком, участвующие в общественном обмене веществ, покупаемые и продаваемые. Именно данная проблема — адекватной оценки обеспеченности денег — и составляет основную проблему денежной политики как таковой.

Итак, денежная политика имеет косвенное отношение к товарным ценам и, значит, к цене денег. А понятия «жесткая» и «мягкая» денежная политика означают соответственно более жесткие либо более мягкие требования к уровню обеспеченности денег.

Цена денег (как и обычного товара) имеет три аспекта: внутренний (товарный), внешний (валютный) и кредитный. Внутренняя цена — это цена денег «в товарах», «товарная» цена, покупательная способность. Внешняя цена денег — курс данной денежной единицы в иностранной валюте. Валютный курс, как и покупательная способность денег, может колебаться и испытывать разные тенденции под влиянием многих факторов. Для определения базового соотношения валют используется показатель паритета их покупательной способности. Вопросами валютной цены денег «ведает» валютная политика. Цель ее может быть определена как поддержание обменного курса национальных денег на уровне, соответствующем интересам развития страны и разумным параметрам ценовой стабильности.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я