Законодательная база и инструменты управления банковским сектором в целом

Об «управленческом» качестве специальных банковских законов
Управление банковской деятельностью включает в себя разные уровни и аспекты, без различения которых проблема управления в данной сфере не получает профессионального освещения.

В данном случае вопрос состоит в том, в какой мере российское банковское законодательство обеспечивает необходимое управление развитием банковского сектора в целом. Здесь мы ограничимся рассмотрением важнейшей части этого законодательства, а именно специального банковского законодательства. По сути это вопрос о качестве данного законодательства.

Что касается действующего специального банковского законодательства, то в интересующем нас аспекте оно неоднородно. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» касается банков, уже не имеющих или имеющих сомнительные перспективы развития, и его содержание непосредственно не может быть связано с управлением и судьбами банковской системы в целом. Таким образом, задача сводится к соответствующему анализу основных банковских законов — «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности»

Закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.

В этом Законе есть лишь одна статья, имеющая косвенное отношение к рассматриваемому вопросу.

Ст. 24. Обеспечение финансовой надежности кредитной организации.

В целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливает Банк России...

Кредитная организация обязана осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России.

Кредитная организация обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с... Законом «О Центральном банке РФ»...

Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций.
Очевидно, предполагается, что если каждый банк обеспечит свою надежность перечисленными и иными способами, то и с банковской системой проблем не будет. Впрочем, если управление банковской системой — прерогатива Центробанка, то, возможно, в рамках данного Закона достаточно и процитированных строк.

Напрашивается вывод: целостной системы норм, которые были бы целенаправленно посвящены проблематике управления развитием банковского сектора страны в целом, отечественное специальное банковское законодательство еще не содержит; отдельные нормы, которые прямо или косвенно можно отнести к указанной проблематике и которые содержатся в Законе о ЦБ (в этом плане нынешняя редакция Закона выигрывает по сравнению с предыдущей), если уже и не выглядят в нем случайными, как было раньше, то все равно пока не составляют согласованного и работоспособного механизма, используя который Банк России вместе с другими регламентирующими органами мог бы целенаправленно формировать будущее состояние национальной банковской системы.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я