Законодательная база и инструменты управления банковским сектором в целом

Возможные инструменты управления банковской системой
Ни в специальном банковском законодательстве, ни в практике работы Банка России нет каких-либо инструментов управления, которые он мог бы использовать в процессе дальнейшего формирования российской банковской системы. Во всяком случае их нет как формы реакции на вполне понятую задачу, как осознанно выбранных способов практических действий и рассматриваемых именно в таком технологическом качестве. Управляющие воздействия на банковскую систему в целом пока оказываются побочным результатом решений, преследующих, как правило, иные цели.

Какие инструменты управления банковской системой могли бы использоваться в наших условиях?

Во-первых, это может быть обоснованная государственная политика развития национальной банковской системы (сектора). Ее основными элементами могли бы быть:

• стратегия (концепция) развития банковского сектора, включая переосмысленную концепцию роли данного сектора в развитии национальной экономики и соответственно роли государства в его регулировании, концепцию либерализации (разбюрокрачивания, снятия излишней зарегулированности) российского банковского рынка и на этой основе его разумного включения в международный банковский рынок;

• подкрепляющие стратегию конкретные программы и планы, включая программу государственной поддержки российских банков.

Стратегия теперь в России как будто имеется (даже если она не очень совершенная), конкретные же программы и планы, вокруг которых можно было бы организовать совместные целенаправленные действия банковского и вообще предпринимательского сообщества, пока фактически отсутствуют.

В рамках разработки указанной политики имело бы смысл: здоровое развитие банковской системы законодательно закрепить как функцию государства в целом, а не только Центрального банка; определить соответствующие задачи ответственных органов государства; выработать критерии эффективности развития банковской системы (сектора), включая критерии целесообразности и/или безусловной необходимости вмешательства и прямого участия государства в развитии банковского дела в стране. При этом Банк России мог бы стать основным координирующим и исполнительным органом, реализующим государственные функции, необходимые для развития банковской системы, что следовало бы законодательно вменить ему, организационно закрепив за Центробанком необходимые полномочия.

Что касается созидательных планов (программ), то они могли бы иметь разные статусы (масштабы): имеющие значение для всего банковского сектора, для всех его звеньев и участников и одновременно для всех, кто получает услуги банков; ориентированные на решение относительно локальных (например, региональных) проблем развития банковского сектора.

Для всего банковского сектора это могла бы быть программа его развития и формирования из «сектора» того, чего еще нет, — современной полноценной и эффективно работающей системы как таковой (это не то же самое, что «реформирование» банковской системы). Применительно к регионам задача могла бы формулироваться по-разному. Так, уже отмечалось, что в отдельных субъектах РФ число действующих местных кредитных организаций не превышает двух, а в некоторых из них самостоятельные кредитные организации вообще отсутствуют. Понятно, что здесь нужны программы создания хотя бы некоторого минимально необходимого числа банковских учреждений, чтобы население, предприятия и организации таких регионов могли получать необходимые банковские услуги на собственной территории.

Во-вторых, это мог бы быть специальный закон об управлении банковской деятельностью в стране. Одновременно в Закон о ЦБ необходимо внести дополнения, которые бы конкретизировали содержащиеся в нем «управленческие» нормы.

В-третьих, достижение указанной цели предполагает создание и развитие видового разнообразия банков и иных кредитных организаций. Соответственно необходимо также дифференцировать подходы ЦБ к банкам и НКО разного вида. Это должно быть сделано прежде всего в отношении устанавливаемых для них обязательных нормативов и их значений. Их нужно и можно научиться использовать как инструменты целенаправленного управления, с помощью которых можно стимулировать одни и дестимулировать другие процессы в банковской сфере.

В то же время в числе нормативов должны появиться минимально необходимые с точки зрения Банка России требования к организации управления банковской деятельностью (либо обязательные, либо рекомендуемые). Последние должны четко очерчивать, в частности, тот коридор возможных управленческих решений, которые банки вправе принимать самостоятельно.

В-четвертых, необходимы и возможны целенаправленные и постоянные усилия по созданию для всех банков равных и справедливых условий деятельности и конкуренции на всем экономическом, правовом и финансовом пространстве страны, а не на своих «делянках» для каждой каким-либо способом обособившейся группы банков (последнее означало бы дезинтеграцию системы). Одновременно банкам необходимы действенные механизмы противостояния попыткам незаконного вмешательства в их деятельность разных органов и организаций как на федеральном, так и региональном уровне.

В-пятых, Центральный банк должен стать открытой для банков и их ассоциаций организацией в соответствии с цитированными ст. 77 и 78 Закона.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я