Налоговая политика государства

Переход экономики России к рыночному хозяйству объективно требовал проведения налоговой реформы и создания такой налоговой системы, которая бы позволила эффективно управлять экономикой, учитывала интересы государства и населения. При разработке налоговой политики России учитывался международный опыт, а также национальные особенности развития страны.

В отраслевом энциклопедическом словаре дается определение налоговой политики как системы мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов. Он отмечает, что содержание и цели налоговой политики обусловлены следующими факторами: социально-экономическим строем общества, состоянием экономики и государственных финансов5.
5 Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: энциклопедический словарь. М., 2001. С. 260.

Проведение налоговой политики основывается на том, что посредством налогов можно влиять на развитие хозяйствующих субъектов и, следовательно, на экономику страны и социальную жизнь общества. Например, устанавливая нулевую ставку по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, вывозимых в таможенном режиме экспорта, государство тем самым создает экономические условия для успешной внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, укрепляет экономический потенциал страны. С другой стороны, поскольку налоги формируют бюджет на 80—85%, они создают возможность государству через расходную часть бюджета осуществлять влияние на развитие экономики, например посредством инвестиций.

Исходя из данного определения можно установить связь налоговой политики с отношениями между государством и налогоплательщиками. Если в области налогообложения интересы государства и населения не будут взаимосвязаны, то и реализация налоговой политики будет сопровождаться сопротивлением со стороны налогоплательщиков, а значит, она не будет полностью реализована на практике. Эффективное действие налоговых отношений в обществе невозможно без их правового обеспечения. Правовой аспект отражается в особом разделе юридической науки — налоговом праве, которое находится в неразрывном единстве с конституционным правом (Конституция страны определяет основной налоговый правопорядок). Взаимодействует налоговое право с административным и финансовым правом. Именно положения налогового права служат отправными моментами при осуществлении налоговой политики.

В литературе также встречается определение налоговой политики как «комплекса правовых действий органов власти и управления, определяющего целенаправленное применение налоговых законов»6. Она отмечает, что налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. При проведении эффективной налоговой политики происходит не только обеспечение правового порядка, т.е. взыскание с налогоплательщиков налоговых платежей и финансовых санкций, но и всесторонняя оценка хозяйственно-экономических отношений, которые складываются под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение положений налогового законодательства, а постоянное их совершенствование в соответствии с развитием общества.
6 Юткипа Т.Ф. Налоги и налогообложение : учебник. М. ИНФРА-М, 2002. С. 128. 36

Налоговая политика разрабатывается и проводится государством с расчетом как на перспективу (налоговая стратегия), так и на текущий момент (налоговая тактика).

Тактика и стратегия должны быть неразделимы, если государство стремится к согласованию своих интересов, общества и хозяйствующих субъектов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства в области налогообложения на текущий момент, являются экономически не обоснованными. Это не только препятствует реализации выработанной налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства, что может привести к экономическому кризису.

Основными задачами налоговой политики на современном этапе развития России является обеспечение государства финансовыми ресурсами в достаточном объеме, создания условий для развития и регулирования хозяйства страны, сглаживание неравенства в уровнях доходов населения и повышения в целом его благосостояния.
В научных трудах экономистов рассматриваются три типа налоговой политики в зависимости от величины налогового бремени:

1) высокий уровень налогообложения;
2) низкое налоговое бремя;
3) достаточно существенный уровень налогообложения.

Естественно, тип налоговой политики зависит от экономической и социальной политики, проводимой государством.

При проведении политики первого типа происходит рост налогового бремени как посредством введения новых налогов, так и путем увеличения ставок и облагаемой базы действующих налогов. Это, несомненно, в последующем приводит к снижению объемов производства, применению легальных и нелегальных путей ухода от налогообложения. Как следствие, снижение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Этот тип налоговой политики учитывает временные потребности государства в денежных ресурсах, но не будет способствовать экономическому росту страны в течение длительного периода.

Второй тип политики характеризуется тем, что максимально учитываются не только фискальные интересы государства, но и налогоплательщиков. В результате реализации этой политики экономика развивается быстрыми темпами, особенно реальный сектор, так как создан благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Налоговое бремя на хозяйствующие субъекты снижено, величина прибыли, остающейся в их распоряжении, возрастает, и они имеют возможность расширять производство и увеличивать выплаты работникам. Но в то же время налоговые поступления в бюджет снижаются, поэтому из-за недостаточности финансовых ресурсов может происходить срыв или неполное выполнение государственных социальных программ.

При проведении налоговой политики с достаточно существенным уровнем налогообложения как юридические, так и физические лица несут высокое налоговое бремя. Однако налоговые платежи поступают в бюджет государства в больших объемах, что позволяет ему проводить эффективную социальную защиту населения и реализовывать множество государственных программ, направленных на развитие экономического потенциала страны.

На практике реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Трактовка этого понятия неоднозначна. Так Т.Ф. Юткина считает, что его необходимо рассматривать вначале как понятие методологического, а затем методического порядка, т. е. ему свойственно двойное содержание. Она рассматривает это содержание с широких (общетеоретических) и узких (практических) позиций.

1. Исходя из общетеоретических позиций налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей данное понятие как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, которые можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Налоговое прогнозирование служит основой для разработки планов социально-экономического развития страны, региона, муниципальных образований на определенный период. Именно налоговый прогноз позволяет обосновать с учетом объективных экономических условий объемы поступления налоговых доходов в бюджеты разных уровней. В процессе налогового прогнозирования решаются вопросы регулирования налоговых взаимоотношений между центром и субъектами Федерации, субъектами Федерации и городами, муниципальными образованиями, расположенными на территории соответствующего субъекта. В ходе налогового планирования появляется возможность обосновать предложения по изменению положений применения конкретных видов налогов: налоговых ставок, льгот, порядка уплаты и т.д.

Налоговое регулирование способствует повышению уровня экономического развития государства и оживлению деловой активности хозяйствующих субъектов. Этот процесс возможен благодаря налоговому воздействию на объемы и эффективность инвестиционных процессов. Обновление технологии, проведение научно-исследовательских работ, осуществление инновационной деятельности стимулируется предоставлением налоговых кредитов.

Налоговый контроль призван обеспечить полноту и своевременность поступления налоговых доходов в бюджет. Важной задачей является создание условий, препятствующих уклонению от уплаты налогов. Чтобы налоговый контроль был эффективным, необходимо создание соответствующей нормативной и правовой базы. В настоящее время для эффективного действия налоговой системы Российской Федерации актуальное значение имеет создание информационной базы. Важными шагами в этом направлении являются, например, создание единого государственного реестра налогоплательщиков, присвоение в соответствии с законодательством юридическим и физическим лицам идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

Все звенья налогового механизма должны быть тесно взаимосвязаны. При недостаточной проработке положений одного звена функционирование других звеньев не даст желаемого результата. Так, ошибки в налоговом прогнозировании могут привести к появлению диспропорций в развитии отдельных отраслей промышленности, в соотношении между доходами бюджетов разных уровней.

2. С практических позиций налоговый механизм рассматривается как свод конкретных налоговых действий, так как практическое применение положений налогового законодательства вносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. С этой точки зрения он имеет различия по отношению к конкретной территории, где применяются налоговые законы, и во времени. Действительно, неоднозначны налоговые действия, например, региональных органов власти на территориях различных субъектов Российской Федерации при установлении ставок транспортного налога или муниципальных органов власти в отношении ставок земельного налога на территории, относящейся к муниципальному образованию.

Важно при каждом практическом действии придерживаться положений и норм, установленных законом с тем, чтобы не нарушать основного принципиального требования налоговой теории — субъективное и объективное начала процесса налогообложения должны представлять собой единое целое.

Конкретный налоговый режим, применяемый при формировании того или иного налога, зависит как от положений налоговых законов, так и от различных нормативных актов и пояснений, которые часто носят рекомендательный или разъяснительный характер. Этот механизм различается в зависимости от организационно-правовой формы деятельности хозяйствующего субъекта (например, открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью), статуса плательщика — юридическое или физическое лицо. Налоговому производству присущи особенности, которые обусловлены полнотой прав и обязанностей сторон, участвующих в налоговых процессах, отраженных в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для эффективного осуществления налоговой политики важно принятие оптимального налогового механизма. Это означает оптимальное сочетание выбора разумных налогов и обеспечение соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет. Здесь важен установленный состав налоговых льгот, возможности их применения, система санкций, которая применяется при налоговых правонарушениях.

Посредством этих элементов происходит не только налоговое регулирование, но и осуществляется налоговый контроль.

Внутреннее содержание налогового механизма составляют организационно-экономические и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета, перераспределении налоговых сумм между различными уровнями бюджета. Основу этих отношений формирует налоговое право и финансовое право наряду с другими отраслями права. Рассматривая проблему налогового механизма, Т.Ф. Юткина в своих работах делает два вывода.

1. Неправомерно рассматривать налоговый механизм лишь с позиций оперативного вмешательства государства в ход сбора налогов,а также как принятие мер, способствующих соблюдению налогового законодательства. При таком подходе налоговый механизм теряет свой объективный характер и превращается в рычаг чисто субъективистского перераспределения денежных ресурсов. Два начала в налоговом
механизме — объективное и субъективное — составляют органическое целое, нарушать их равновесие нельзя.
2. С позиции функционального содержания налоговый механизм представляет собой комплекс трех взаимодействующих финансово бюджетных сфер деятельности: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я