Целевые ориентиры денежно-кредитной политики на 2001 год (%)

В 2001 году Банк России сохранит действующую в настоящее время операционную процедуру денежно-кредитного регулирования, воздействуя на величину денежной базы, контроль за изменением которой будет осуществляться на краткосрочной основе. Кроме того, на ежедневной основе Банк России будет осуществлять анализ состояния ликвидности банковской системы, оперативно принимая меры в случаях как резкого ее недостатка, так и появления устойчивой тенденции к накоплению свободных банковских резервов. При этом будет продолжено активное использование рыночных методов корректировки уровня ликвидности.

Прогнозируется, что в 2001 году, так же как и в текущем, расширение денежной базы будет осуществляться преимущественно за счет роста чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. При этом наиболее вероятно, что снижение денежного мультипликатора прекратится. В перспективе более желательным представляется рост денежной массы за счет более сдержанных темпов роста денежной базы и возросшей роли мультипликатора.

Внешнеэкономическая конъюнктура по определенному кругу основных товаров российского экспорта в настоящее время, по-видимому, близка к пику благоприятности, что не позволяет предполагать сохранения прежних высоких темпов роста цен на эти товары в предстоящем году. Поэтому интенсивность поступления в экономику денежных средств от покупки Банком России валюты в золотовалютные резервы в 2001 году может быть несколько ниже, чем в текущем году.

В то же время при условии сохранения сильного платежного баланса в целях поддержания конкурентоспособности российской экономики Банк России будет стремиться не допускать номинального повышения курса рубля и продолжит накопление золотовалютных резервов. Этот источник денежного предложения представляет собой обеспеченную эмиссию и является низкоинфляционным. Однако при складывающемся превышении денежного предложения над спросом на деньги Банк России будет продолжать проведение необходимых стерилизационных мероприятий.

Для этого Банк России продолжит практику проведения депозитных операций с банками, используя при этом различные формы осуществления этих операций и регулируя процентные ставки по ним. Банк России сможет также возобновить свои операции на открытом рынке в секторе государственных ценных бумаг, если часть нерыночного государственного долга, находящегося в портфеле Банка России, будет переоформлена в рыночные ценные бумаги Правительства Российской Федерации. В случае решения в 2001 году всех необходимых правовых вопросов эмиссии и обращения облигаций Банка России это позволит осуществлять стерилизацию с их помощью. В крайнем случае, при значительной угрозе роста инфляции Банк России может прибегнуть к изменению норм обязательного резервирования.

Необходимо сохранить проявившуюся в текущем году положительную тенденцию улучшения структуры денежной массы и увеличения доли ее менее ликвидной части. Это будет способствовать созданию долгосрочных ресурсов для инвестиций, снижению инфляционности роста денежной массы и продолжению начавшегося процесса ремонетизации российской экономики. На фоне снижающихся макроэкономических рисков этот процесс требует применения ряда институциональных мер.

Достижение прогнозируемого уровня инфляции на 2001 год может быть обеспечено только при сокращении задолженности Правительства Российской Федерации перед Банком России в условиях бездефицитного бюджета.

Концепция бездефицитного бюджета на 2001 год означает, что не будет происходить роста задолженности Правительства Российской Федерации за счет новых заимствований у Банка России. Наоборот, при сохранении благоприятной ситуации с фактическим исполнением бюджета Правительство сможет погашать свою задолженность, позитивно влияя на динамику денежной массы в обращении. Ресурсы банковского сектора позволят банкам при необходимости производить краткосрочное кредитование бюджета.

Большая степень зависимости состояния государственных финансов от получаемых страной доходов от экспорта топливно-энергетических ресурсов определяет необходимость проведения таких реформ в области бюджетно-налоговой политики, которые смогут уменьшить ее уязвимость от колебаний мировых цен на товары российского экспорта. Этой же цели может служить направление части дополнительных доходов бюджета, полученных от предприятий-экспортеров, в специальный резервный фонд под предстоящие выплаты.

Динамика мировых цен на нефть и связанное с этим состояние платежного баланса страны во многом будут определять степень жесткости денежно-кредитной политики. Кроме того, несмотря на то, что инфляция в 2000 году ниже, чем в предшествующем году, и ее отклонение от установленного ориентира незначительно, низкие инфляционные ожидания все еще недостаточно устойчивы. Банк России в оперативном режиме будет отслеживать условия достижения цели и при необходимости корректировать денежно-кредитную политику. С помощью всех имеющихся у Банка России инструментов он будет противостоять прежде всего внешним шоковым воздействиям, которые могли бы привести к нарушению внутренней ценовой стабильности в средне- и долгосрочной перспективе.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я