Этика делового красноречия

Торжественный комплект

Незаменимое пособие для сочинений юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей.

Раздел 1. Словарь

Существительные:

1. Клики

2. Трудящиеся

3. Заря

4. Жизнь

5. Маяк

6. Ошибки

7. Стяг (флаг)

8. Ваал

9. Молох

10. Прислужник

11. Час

12. Враг

13. Поступь

14. Вал

15. Песня

16. Скок

17. Конь

18. Сердце

19. Прошлое

Прилагательные:

1. Империалистический

2. Капиталистический

3. Последний

4. Индустриальный

5. Стальной

6. Железный

Глаголы:

1. Пылить

2. Взметать(ся)

3. Выявлять

4. Рдеть

5. Взвиваться

6. Вершиться

7. Петь

8. Клеветать

9. Скрежетать

10. Грозить

Художественные эпитеты:

1. Злобный

2. Зубовный

Прочие части речи:

1. Девятый

2. Двенадцатый

3. Пусть!

4. Пускай!

5. Вперед!

(Междометия, предлоги, союзы, запятые, многоточия, восклицательные знаки, кавычки и т.п.)

Примеч.: Запятые ставят перед "что", "который" и "если", многоточия, восклицательные знаки и кавычки - где только возможно.

Раздел II. Творческая часть

(составляется исключительно из слов раздела 1-го)

1. Передовая статья

Девятый вал

Восточная магистраль - это железный конь, который, взметая стальным скоком пески прошлого, вершит поступь истории, выявляя очередной зубовный скрежет клевещущего врага, на которого уже взметается вал империалистического Молоха, этого капиталистического Ваала, но, невзирая на ошибки, пусть рдеют, а равно и взвиваются стяги у маяка индустриализации, пылающего под клики трудящихся, коими под пение сердец выявляется заря новой жизни: вперед!

2. Художественный очерк

♦ Пусть!
♦ Вперед!

Он пылает под клики трудящихся... Он выявляет зарю новой жизни.

♦ Маяк!
♦ Индустриализация!

Пусть отдельные ошибки. Пусть. Зато как рдеют... Как несутся... Как взвиваются эти стяги! Эти флаги!

♦ Пусть - Ваал Капитализма! Пусть - Молох империализма! Пусть!

Пусть клевещут. Пусть скрежещут. Пусть выявляется злобный зубовный
враг!

Вершится историческая поступь. Пески прошлого взметаются скоком стали.

Это - "железный конь"!..

Это:
♦ Восточная!
♦ Магистраль!

"Поют сердца".

И. Ильф, Е. Петров "Золотой теленок"
Употребление шаблонных слов и словосочетаний делает речь невыразительной, слабой, подражательной.

Столь же юмористическое отношение может вызвать у слушателей употребление в речи вычурных, манерных выражений типа "я завершил мой труд" вместо "я закончил свою работу", "мы приобрели" вместо "мы купили" и т.п. Отсутствие высокопарности, манерности речи также является признаком хорошего стиля.

Часто употребляемое выражение "Стиль - это человек", в частности, означает, что стиль речи любого человека индивидуален, соответствует его психологическим особенностям и социальным отличиям и ярко их демонстрирует. Иногда можно про-следить связь даже между внешностью, манерами человека и стилем его речи.

Дать определение стиля трудно, попытаемся, однако, сделать это.

Под стилем речи в широком смысле слова следует понимать сложившуюся, характерную для данного исторического периода и данной социальной общности систему языковых средств, подчиняющуюся определенным принципам и закономерностям построения, отбора и использования последних.

В узком смысле слова стиль речи - специфика языковых средств, характерная для определенного жанра.

Стиль речи можно подразделить на политический, деловой, документальный, технический, производственный, научный, научно-популярный, разговорно-бытовой, т.е. каждый стиль соответствует своему жанру. Можно сделать более подробную клас-сификацию жанров, например, в соответствии с различными историческими периодами, с более глубокой специализацией и т.д.

Между различными стилями речи есть принципиальная разница, которая касается прежде всего выбора тех или иных языковых средств, а также языковых особенностей. Так, например, стало общепринятой нормой для научной монографии (научно-монографический стиль) отсутствие эмоциональной окрашенности, наличие специальной отраслевой терминологии, сложных структурных построений предложений (много причастных и деепричастных оборотов, сложноподчиненных предложений), стро-гость изложения, отсутствие восклицаний, метафор, гипербол и других подобных средств, отсутствие уменьшительных грамматических форм, довольно частое употребление иностранных слов. "Холодная бесстрастность" - так коротко можно было бы охарактеризовать в целом стиль научной литературы.

Другим примером может быть разговорно-бытовой стиль речи, который существует в основном в устной форме (исключением являются дневниковые записи, бытовая переписка).

Стиль разговорно-бытового жанра речи изобилует междометиями, уменьшительными, увеличительными суффиксами, фразеологическими оборотами, специфическими грамматическими конструкциями, иногда не поддающимися анализу с точки зрения грамматики, однако вполне понятными нам по смыслу, например: "Ничего себе!" Надо отметить, что подобные словесные конструкции в деловой речи совершенно недопустимы.

Аналогичный пример фразы типа "Я тебе уйду!" в смысле "Я запрещаю тебе уходить" или "Учить-то учили, но не выучили" в смысле "Несмотря на то, что учили, успеха не достигли" и т.п.

Для бытового стиля характерно также наличие специфических сокращенных грамматических конструкций, способствующих быстрому изложению фактов; часто могут быть опущены пояснительные слова, например: "Приказываю ему остановиться - никакой реакции; еще раз - снова нет".

В современной стилистике, к сожалению, не существует каталога стилей, нет единого мнения о нормах и требованиях того или иного стиля речи; в разного рода словарях и справочниках можно иногда встретить указание того, к какому стилю относится данное слово или выражение, например: "разговорное", "устаревшее", "специальный термин" и т.п. Однако такого рода указания базируются чаще всего лишь на субъективном мнении составителя справочника.

Однако не всегда требования того или иного жанра к стилю строго соблюдаются. Иногда автор сознательно использует в речи языковые средства, отличающиеся особенностями, присущими совсем другому жанру; такой прием смещения стилей придает речи большую выразительность, выделяет говорящего из ряда себе подобных.

Например, яркими и многочисленными примерами смешения различных стилей речи и создаваемых этим смешением эффектов - от юмористического, гротескного до трагического - изобилует речь героев произведений Андрея Платонова.

Приведем несколько примеров:

1. "- Чего тебе за всех стараться? Там без тебя есть народ! - Народ там есть, Анна Гавриловна, а меня там нет, - с терпением сказал Петр Савельевич. - А без меня народ неполный!"

2. "Машина должна идти неугомонно, а пар пустишь, она запыхается и станет".

(Оба отрывка взяты из повести А. Платонова "Жена машиниста")

3. "Поэтому Филат слегка задрожал и испугался, не понимая стрельбы".

(Отрывок взят из повести А. Платонова "Ямская слобода")

Постоянно помня о стилевых требованиях к речи, необходимо придерживаться одного простого правила: прежде всего, следует учитывать собственные индивидуальные речевые особенности; одному человеку удается самую сложную, запутанную или высокопарную фразу произнести естественно, просто, даже искренно, другого же на этом пути может постигнуть неудача.

Поэтому, готовясь к выступлению путем написания полного текста речи, следует учитывать у себя наличие (или отсутствие) хотя бы небольших артистических способностей, которые и дают возможность произнести любой текст естественно, просто, с душой; ведь хороший актер способен "вытянуть" роль, даже написанную неестественным, манерным, нарочитым языком.

Однако напоминаем еще раз, что не следует жалеть времени на отбор единственно верных слов и словесных конструкций, точно выражающих мысль; это делает речь краткой, в ней отсутствуют длинноты, лишние слова, дополнительные пояснения и уточ-нения, сложные построения, затрудняющие понимание.

На наш взгляд, один из многих недостатков стиля, которыми страдает сегодня речь менеджера практически любого уровня -ненужная помпезность, "книжность" в худшем смысле слова, велеречивость, излишняя торжественность и официальность.

Еще один часто встречающийся недостаток речи, который можно также отнести к стилевым недостаткам, - излишнее использование определений. "Иногда поздравляют с достигнутыми успехами, исправляют имеющиеся ошибки, рассматривают полученные предложения, овладевают настоящим мастерством, обсуждают результаты проведенных выборов, горячо аплодируют приглашенным гостям и т. д., хотя никому не пришло бы в голову поздравлять с успехами, которых не достигли, исправлять ошибки, которых нет, рассматривать неполученные предложения, овладевать ненастоящим мастерством, обсуждать результаты несостоявшихся выборов или аплодировать гостям, которых забыли пригласить".

Обычно выражения такого рода не привлекают нашего внимания именно в силу своей привычности, обычности, частого употребления. Грамотному человеку подобные речевые "изыскания" могут показаться смешными потугами на официальную, даже строгую деловую речь, кроме того, очевидно, что за видимостью звучности, выразительности речи скрывается пустозвонство и бессодержательность.

В заключение необходимо сказать о том, что стиль речи и стиль мышления - вещи взаимосвязанные, так же как взаимосвязаны и взаимозависимы культура речи и культура мышления.

Хорошему стилю речи свойственны краткость, т.е. экономность в использовании речевых средств, способность выделить главную мысль, подчеркнуть выводы, а также логичность, строгость и стройность изложения.

Итак, хороший стиль речи - это удачно найденное точное соответствие речевых средств, мысли и ситуации, в которой она должна быть выражена.

Дело в том, что одна и та же мысль, в зависимости от особенностей ситуации, конкретных обстоятельств, может быть выражена по-разному, например:

1. По доброй воле человек работает лучше, чем из-под палки.

2. Чувство желания бывает сильнее чувства необходимости, возникающего в результате принуждения.

3. Какие силы могут заставить человека пойти на те подвиги, которые он совершает добровольно, движимый огнем собственного желания?

4. При желании можно сделать куда больше, чем когда тебя заставляют.


5. Желание сильнее принуждения.

6. Охота пуще неволи.


Очевидно, что в этих фразах выражена одна и та же мысль, однако некоторые из них имеют чисто разговорный оттенок (первая, четвертая, пятая, шестая), другие уместны в серьезном докладе, на совещании (вторая), а одна фраза просто просится в речь, произносимую на митинге (третья).

Таким образом, хороший стиль - это единство мысли, которая должна быть выражена, речевых средств и ситуации. Конкретные обстоятельства управленческой деятельности требуют конкретных речевых средств выражения, чтобы речевое воздействие стало действительно действенным.

Можно без преувеличения сказать, что запоминаются ярко и надолго только те мысли, для которых найдена точная речевая форма, подобрано точное словесное выражение.

Таким образом, минимальное требование к хорошему стилю речи - правильное выражение мыслей в соответствии с существующими современными нормами литературного и делового языка; максимальное же требование - нахождение наиболее удачного словесного выражения для мысли, которое соответствовало бы ситуации (речь на митинге, ведение деловой беседы, деловое совещание, беседа за "круглым столом" и т.д.), индивидуальным психологическим качествам говорящего, особенностям деловой обстановки, составу слушающих, специфике их восприятия и т.д. Менеджер, счастливо соединивший талант и опыт работы, знает и понимает, как важно найти одно-единственное нужное слово или выражение, необходимое именно в данных обстоятель-ствах.
В качестве примера соответствия стиля речи требованиям определенных обстоятельств приведем выдержку из романа Синклера Льюиса "Беббит": "Он со вздохом просмотрел почту, потом крикнул: "Мисмган!" - что означало "Мисс Мак-Гаун!" - и стал диктовать.

Вот так он продиктовал первое письмо:

"Омару Грибблу, пошлите к нему в контору, мисс Мак-Гаун, ваше письмо от двадцатого получил, хочу вам сказать вот что, ежели будем зевать, так непременно прозеваем торги Аллена. Вызывал позавчера, договорился обо всем, уверяю вас - нет, нет, не так, пишите: долголетний опыт мне под-сказывает, он человек честный, деловой, я проверил его финансовое положение, вполне прилично - эта фраза что-то запутана, мисс Мак-Гаун, вы из нее выкройте что надо, точка, абзац.

Он согласен учесть векселя, и можно будет без труда заставить его внести страховую премию, и, бога ради, давайте поскорей - нет, не так, давайте ближе к делу, надо поскорее взяться - нет, это все - можете подчистить, когда будете печатать, мисс Мак-Гаун, - искренне ваш и прочее".

А вот каким он получил это письмо на подпись от мисс Мак-Гауи, перепечатанное на машинке:

"БЕББИТ И ТОМПСОН
Контора по продаже недвижимости имущества.
Жилые дома.
Ривс-Билдинг, ул. Оберлин-авеню и Третьей улицы.

ОМАРУ ГРИББЛУ, ЭСКВАЙРУ
57 Норс-Америкен Билдинг. Зенит.

Многоуважаемый мистер Гриббл!
Мы получили ваше письмо от двадцатого сего месяца. Должен сказать, что меня беспокоит, как бы мы не пропустили торги Аллена. Вчера я его вызывал к себе и договорился обо всем. Долголетний опыт мне подсказывает, что он - человек деловой. Я ознакомился с его финансовым положением и вполне удовлетворен.

Он согласен учесть платежные векселя, а заставить его внести страховую премию не представит особого труда.
Итак - к делу!
Искренне Ваш..."

Перечитав письмо, Беббит поставил свою подпись - с деловитым росчерком, как он научился подписываться в колледже, и подумал:

"Вот это письмо - ясное, четкое, ни слова лишнего. Что такое - разве я ей велел сделать третий абзац? Хоть бы она перестала править то, что я ей диктую!"

... В этот день он продиктовал еще одно, самое важное, письмо.

Это был рекламный проспект, который размножался и рассылался тысячами "возможных" клиентов. Реклама эта была составлена по образцу самых лучших литературных реклам, которые были в ходу, - всех этих "задушевных разговоров с глазу на глаз", "убедительных" писем, бесед на тему о "силе воли" и панибратских похлопываний по плечу - эти рекламы в изобилии выпускала Новая Школа Поэтов Коммерции и Торговли. Беббит старательно написал черновик и теперь декламировал его вслух как самый утонченный, не от мира сего, поэт:

"Слушай, старина!

Не могу ли я сделать тебе огромаднейшее (так и напишите, мисс Мак-Гаун, - "о-гро-мад-ней-шее") одолжение? Ей-богу, я не шучу! Знаю - тебе хотелось бы купить дом, и не простое жилье, где бы приткнуть голову, а настояшее уютное гнездышко для жены с ребятишками - а может, и с пристанищем для машины во дворе, за огородиком. А ты когда-нибудь думал, что мы для того и существуем на свете, чтобы тебе помочь? - мы этим и на кусок хлеба зарабатываем, нам платят не ради наших прекрасных глаз! Так вот: сядь-ка сейчас за свое шикарное бюро да черкни нам словечко - напиши, что тебе нужно, и, если мы найдем что-нибудь подходящее, мы сразу прибежим к тебе с хорошими новостями, а если нет - беспокоить не станем. Для скорости заполни прилагаемый бланк. По требованию высылаем блан-ки с описанием торговых помещений, которые имеются в продаже на Цветущих Холмах, в Серебряной Роше, Линтоне, Бельвью и во всех жилых кварталах восточной части города.

Готовые к услугам
(подпись)"

В первом случае мы знакомимся с тем, как текст делового письма "переводится" с обычного разговорно-бытового языка на язык официально-деловой (отметим, что этот "перевод" весьма удачно делает секретарь).

Второе письмо, являющееся, по существу, рекламным проспектом, представляет собой пример стиля "заигрывания" с предполагаемым клиентом, -стиля, ориентированного на достаточно неразборчивые вкусы тех, кто знакомится с этой рекламой; однако текст обнаруживает прекрасное знание автором психологии, потребностей, интересов, финансовых возможностей и пр. того круга людей, к которым обращены рекламные призывы. Поэтому мы можем оценивать эти два примера как удачные по стилю речи и соответствующие тем специфическим требованиям, которые в каждом из этих двух случаев предъявляют к речевым средствам конкретная ситуация и конкретные обстоятельства.

Менеджеру не следует жалеть труда на выработку хорошего стиля речи, ведь мысль, для выражения которой подобран единственно верный вариант использования речевых средств, остается в памяти, сознании партнеров или подчиненных, толкает именно к тем действиям, поступкам, реакции, которых ждет выступающий.

Можно рекомендовать менеджеру специальные упражнения, развивающие дикцию, являющуюся важнейшим техническим элементом речевого воздействия. Это упражнения, включающие артикуляционную гимнастику (упражнения для развития и укрепления мышц рта, губ, языка и др.), упражнения для отработки правильной позиции частей речевого аппарата при произношении различных звуков.

Второй элемент техники речи - голос. Некоторые люди от природы имеют звучный, сильный, громкий голос, богато модулированный, с приятным тембром (окраской), однако такой подарок природа сделала не всем. Можно рекомендовать менеджеру сознательно трудиться над постановкой голоса.

Основой правильной постановки голоса является дыхание.

Дыхание в процессе речи отличается от обычного тем, что вдох и выдох чередуются неравномерно: выдох значительно длиннее вдоха. Кроме того, речевое дыхание предлагает вдох не через нос, а через рот, что считается вредным, однако в процессе речи это неизбежно.

Поэтому существующие специальные тренировочные упражнения для постановки речевого дыхания направлены на выработку длинного выдоха и умения наиболее рационально пользоваться запасом воздуха, особенно при произношении длинных фраз. Специальные учебно-тренировочные комплексы содержатся в учебных пособиях для актеров, лекторов. Существуют упражнения по постановке дыхания и укреплению диафрагмы, которые позволяют вырабатывают навыки правильного пользования при-родными усилителями звука с резонаторами и, следовательно, способствуют звучности голоса.

Кроме того, можно порекомендовать также соблюдать правила гигиены и профилактики голоса, основными из которых являются следующие:

а) ежедневные дыхательные упражнения в течение 10 минут способствующие поддержанию всего организма и голосового аппарата в хорошем состоянии;

б) укрепление нервной системы, так как стрессоустойчивость положительно сказывается на голосе, его тембре и интонационном строе; срывающийся от нервного напряжения голос, прерывистая речь как последствие недавнего "крупного разговора" или ссоры не способствуют упрочению авторитета менеджера;

в) употребление излишне горячей или холодной пищи приводит к хроническим болезням кровеносных сосудов горла, что отрицательно сказывается на голосовых связках;

г) правильный образ жизни, нормальный сон, продуктивный отдых после напряженного труда, отказ от курения и алкоголя укрепляют организм в целом и способствуют поддержанию в хорошем состоянии голосового аппарата.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я