Коммерческие банки в Российской Федерации

Независимо от организационно-правовой формы банка его уставный фонд формируется полностью за счет вкладов участников: юридических и физических лиц. Он может создаваться только за счет собственных средств участников банка. Формирование уставного фонда за счет кредитов не допускается.

Величина собственного капитала, необходимая для нормальной работы банка, зависит от многих факторов:

1) клиентуры банка. Размер собственных средств определяет предельный размер активных операций банка. Поэтому банки, ориентированные на определенный круг клиентов, должны иметь собственные средства в таком размере, чтобы быть в состоянии удовлетворить потребности своих постоянных клиентов в заемных средствах;

2) характера активных операций банка. Если банк ориентируется на операции, связанные с большим риском, он при прочих равных условиях должен иметь более значительный собственный капитал, чем банк, ведущий менее рискованные операции;

3) состояния рынка кредитных ресурсов. Если рынок хорошо развит, то размер собственных средств может быть ниже;

4) состояния экономики. Неустойчивая экономика при прочих равных условиях определяет необходимость более значительного капитала.

Размер собственных средств банка может быть увеличен двумя путями: накоплением прибыли или дополнительным вы-пуском акций для акционерного банка, увеличением числа пайщиков или величины пая для паевого банка.

Резервный фонд создается банками для покрытия убытков и потерь, возникающих в результате их деятельности. Минимальный размер резервного фонда определяется уставом банка, но не может составлять менее 15% величины уставного капитала. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд, предусматриваемый уставом кредитной организации, должен составлять не менее 5% от чистой прибыли до достижения им минимальной установленной уставом величины.

Серьезной проблемой банковской системы РФ является неравномерное распределение коммерческих банков по регионам. Направления деятельности коммерческих организаций. Спектр Услуг, предоставляемых российскими банками своим клиентам, постоянно расширяется, хотя пока и не достиг уровня государств с развитой рыночной экономикой. Отечественные банки предоставляют расчетно-кассовые услуги, аккумулируют свободные средства предприятий и населения, предоставляют кредиты, осуществляют валютные операции и являются агентами валютного контроля, проводят операции с драгоценными металлами и доверительные операции. Новыми для отечественных коммерческих банков являются два последних направления деятельности.

Коммерческие банки РФ получили право на совершение целого ряда операций с драгоценными металлами только в 1996 г. В соответствии с Положением ЦБ РФ от 1 ноября 1996 г. № 50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами» коммерческие банки имеют право осуществлять следующие операции с драгоценными металлами:

• покупать и продавать как за свой счет, так и за счет клиентов;

• привлекать во вклады (до востребования и на определенный срок);

• размещать от своего имени и за свой счет на депозитные счета в других банках и предоставлять займы в драгоценных металлах;

• предоставлять и получать кредиты в рублях и валюте под залог драгоценных металлов;

• оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.

Однако на практике развитие получили только продажа и покупка драгоценных металлов, хранение и перевозка, а также выдача кредитов под залог металлов. При этом если достаточно большое количество банков свободно продает золотые слитки, то только единицы потом выкупают их у лиц, ранее приобретших.

Доверительное управление коммерческие банки начали осуществлять с 1997 г. Нормативной основой для этого стала глава 53 ГК РФ. В соответствии со ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Переход имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

В настоящее время только кредитные организации, получившие лицензию в ЦБ РФ, и профессиональные участники рынка ценных бумаг могут получать в доверительное управление денежные средства. Деятельность кредитных организаций по доверительному управлению регулируется Инструкцией ЦБ РФ «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ» № 63 от 1997 г. с учетом последующих дополнений и изменений.

Договор доверительного управления может предусматривать управление имуществом без объединения имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц — индивидуальный договор доверительного управления или с объединением — общий фонд банковского управления.

Общий фонд банковского управления (ОФБУ) — это имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. Юридическое или физическое лицо, передавшее свои денежные средства (или ценные бумаги) в доверительное управление банку, называется учредителем управления ОФБУ. Это лицо получает сертификат долевого участия — документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверительное управление и размере доли учредителя в составе ОФБУ.

Каждому ОФБУ соответствует своя инвестиционная декларация — документ, содержащий информацию о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.п.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ, доле средств, размещаемых в валютные ценности, об отраслевой диверсификации вложений. Банк обязан зарегистрировать ОФБУ в территориальном учреждении ЦБ.

В условиях значительной нестабильности отечественной банковской системы и многочисленных банкротств российских .банков важным является создание системы страхования депозитов и вкладов населения.

В настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны защищают вкладчиков. Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов (остальные являются их разновидностями). Первая, американская, предусматривает создание особого государственного (или контролируемого государством) органа, участие кредитных организаций и совместное финансирование системы гарантий как за счет взносов банков, так и государственных средств. Вторая модель — германская. Управление системой гарантий осуществляют союзы кредитных организаций. Участие в ней формально добровольное, и государственное финансирование отсутствует.

Российские и западные экономисты не однозначно относятся к системе обязательного страхования вкладов. Одни из них полагают, что подобный институт уравнивает между собой сильные и слабые банки в глазах вкладчиков и тем самым препятствует действию рыночных механизмов. Другие полагают, что на стадии становления рыночной банковской системы подобная мера необходима.

Проект закона об обязательном страховании вкладов был подготовлен в РФ еще несколько лет назад, но до сих пор не принят. По мнению руководителя ЦБ РФ В. Геращенко в нем нет большой необходимости. В отсутствии закона вкладчики сами на свой страх и риск решают вопрос о надежности того или иного банка. Однако для принятия решения необходима информация.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ № 192-У от 27 марта 1998 г. «О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков» с последующими изменениями и дополнениями банки в местах своей работы по приему и выдаче средств должны предоставлять для общего обзора бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, адаптированный для восприятия рядовыми клиентами банка. Должны быть доступны для ознакомления аудиторское заключение по отчету за последний год и информация о том, по какому адресу можно ознакомиться с развернутыми формами бухгалтерского баланса (по счетам 2-го порядка) и отчета о прибылях и убытках. Информация о состоянии бухгалтерских счетов (баланс) должна обновляться ежемесячно.

Коммерческие банки должны ежегодно по итогам года проходить аудиторскую проверку и публиковать в открытой печати баланс по сокращенной форме, определенной ЦБ РФ, отчет о прибылях и убытках.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я