Управление дебиторской задолженостью

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия - кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

• определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
• формирование и экспертизу информационной базы
проведения оценки кредитоспособности покупателей;
• выбор методов оценки отдельных характеристик
кредитоспособности покупателей;
• группировку покупателей продукции по уровню
кредитоспособности;
• дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому.
Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

• объем хозяйственных операций с покупателем и
стабильность их осуществления;
• репутация покупателя в деловом мире;
• платежеспособность покупателя;
• результативность хозяйственной деятельности покупателя;
• состояние конъюнктуры товарного рынка, на ко
тором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
• объем и состав чистых активов, которые могут со
ставлять обеспечение кредита при неплатежеспособнос
ти покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:
• дееспособность покупателя;
• уровень доходов покупателя и регулярность их
формирования;
• состав личного имущества покупателя, которое
может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.

Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой, оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).
Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.
Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупа-
|
телей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и Другие методы.
Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и

предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

• покупатели, которым кредит может быть предостав
лен в максимальном объеме, т. е. на уровне установлен
ного кредитного лимита (группа "первоклассных заем
щиков");

• покупатели, которым кредит может быть предостав
лен в ограниченном объеме, определяемом уровнем до
пустимого риска невозврата долга;

• покупатели, которым кредит не предоставляется
(при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской
задолженности. В составе этой процедуры должны быть
предусмотрены: сроки и формы предварительного и
последующего напоминаний покупателям о дате плате
жей; возможности и условия пролонгирования долга по
предоставленному кредиту; условия возбуждения дела
о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7. Обеспечение использования на предприятии совре
менных форм рефинансирования дебиторской задолжен
ности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры
финансового рынка позволяют использовать в практике
финансового менеджмента ряд новых форм управления
дебиторской задолженностью — ее рефинансирование,
т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных ак
тивов предприятия: денежные средства и высоколиквид
ные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

• факторинг;
• учет векселей, выданных покупателями продукции;
• форфейтинг.

Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании — "фактор компании", которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с предприятия-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты. Кроме того, при проведении такой операции банк (фактор-компания) в срок до трех дней осуществляет кредитование предприятия-продавца в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10—30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем).

Факторинговая операция позволяет предприятию-продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному покупателю кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла. К недостаткам факторинговой операции можно отнести лишь дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрату прямых контактов (и соответствующей информации) с покупателем в процессе осуществления им платежей.

Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию. Методику осуществления такого сравнения рассмотрим на следующем примере:

Пример: Определить эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца по следующим данным:
предприятие продало банку право взыскания дебиторской задолженности на сумму 6000 усл. ден. ед. на таких условиях:

комиссионная плата за осуществление факторинговой операции взимается банком в размере 2% от суммы долга;

банк предоставляет предприятию-продавцу кредит в форме предварительной оплаты его долговых требований в размере 75% от суммы долга; процентная ставка за предоставляемый банком кредит составляет 20% в год;

средний уровень процентной ставки на рынке денег составляет 25% в год.
Исходя из этих данных в первую очередь определим дополнительные расходы предприятия по осуществлению факторинговой операции. Они составляют: 6000x2
а) комиссионная плата — —jzz— ~ 120 усл. ден. ед.
б) плата за пользование кредитом = (6000х 0,75) х 20
100 = 900 усл. ден. ед.
Итого расходы — 1020 усл. ден ед.

С учетом рассчитанной суммы дополнительных расходов определим их уровень по отношению к дополнительно полученным денежным активам. Он со-
1020x100 етавит:___ =22J%

Сопоставляя полученный показатель со средним уровнем процентной ставки на рынке денег мы видим, что осуществление факторинговой операции для предприятия-продавца более выгодно, чем получение финансового кредита на период оплаты долга покупателем продукции.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я