Особенности управления инновационными инвестициями предприятия

Стратегия развития предприятия должна предусматривать эффективное управление процессом внедрения современных научных достижений в практику хозяйствования, которое реализуется путем его инновационной деятельности. В условиях рыночной экономики инновационная деятельность превращается в один из ключевых факторов обеспечения высокой конкурентоспособности предприятия и роста конечных финансовых результатов его деятельности.

В наиболее общем виде понятие инновационной деятельности предприятия можно охарактеризовать как процесс нового приложения научных, технических и технологических знаний в целях достижения коммерческого успеха. Эффективность этого процесса в значительной степени определяется объемом и видами инновационных инвестиций предприятия.

В целях повышения эффективности управления инновационными инвестициями на предприятиях разрабатывается политика такого управления.

Политика управления инновационными инвестициями представляет собой часть общей инвестиционной политики предприятия, обеспечивающая эффективное формирование и финансирование инновационной части его нематериальных активов.

Формирование политики управления инновационными инвестициями предприятия осуществляется по следующим основным этапам.

1. Анализ состояния инновационных активов, используемых
предприятием в предшествующем периоде.Целью такого анализа
является изучение динамики общего объема и состава используемых инновационных активов, их удельного веса в общем объеме нематериальных вне оборотных активов предприятия, системы показателей эффективности их использования.

2. Формирование общей потребности в инновационных инвестициях в предстоящем периоде в соответствии с
используемой инновационной стратегией предприятия.
Различают следующие четыре типа инновационной
стратегии предприятия, которые определяют объем
и виды его инновационных инвестиций:

• "Все новое — сам ". Этот тип инновационной стратегии
связан с деятельностью предприятий, самостоятельно
разрабатывающих и первыми внедряющих инновации.
Общая потребность в инновационных инвестициях при
этом типе инновационной стратегии формируется преимущественно за счет объема разработки новой научно-технической продукции в рамках самого предприятия и частично за счет приобретения патентов.

• "Быстрый второй ". Суть этого типа инновационной
стратегии заключается в том, что предприятие, наблюдая за инновационной деятельностью своих конкурентов быстро подхватывает и реализует осуществленные ими инновации. Общая потребность в инновационных инвестициях при таком типе инновационной стратегии формируется преимущественно
за счет объема разработки научно-технической продукции в форме "инжиниринга" и частично за счет приобретения ноу-хау.

• "Отставание с минимальными затратами". Этот тип инновационной стратегии заключается в том, что предприятие сознательно не осуществляет разработку своими силами новой научно-технической продукции, а ждет ее появления на рынке, используя ее впоследствии при существенном снижении стоимости ее приобретения. Общая потребность в инновационных инвестициях в этом случае формируется преимущественно за счет приобретения ноу-хау.

• "Заполнение пробелов". В основе этого типа инновационной стратегии лежит реализация лишь отдельных элементов инновационной продукции, имеющейся на рынке. Общая потребность в инновационных инвестициях в этом случае формируется в основном за счет объема приобретения неисключительных лицензий на ноу-хау и фрэнчайзинга.

3. Выбор и оценка стоимости объектов инновационных инвестиций. Этот процесс осуществляется в два этапа.

На первом этапе в разрезе видов инновационных инвестиций, предусмотренных к реализации в соответствии с избранной стратегией, изучается предложение и формируются конкретные объекты инвестирования (приобретение ноу-хау, оплата инжиниринговых услуг и т.п.), требующие финансирования в предстоящем периоде.

На втором этапе производится оценка стоимости отдельных объектов инвестирования. Такая оценка базируется на следующих принципах:

а) по научно-технической продукции, рыночная стоимость которой определена и зафиксирована продавцом, оценка осуществляется на основе цен предложения;
б) по продукции, не имеющей аналогов (обычно специфические инжиниринговые услуги), оценка осуществляется на основе договорных цен, предварительно согласованных с исполнителем;
в) по научно-технической продукции, разрабатываемой предприятием, оценка осуществляется по объему соответствующего капитального бюджета на ее разработку.

4. Определение потребности в инвестиционных ресурсах по отдельным этапам осуществления инновационной деятельности. Такие расчеты осуществляются с учетом общей стоимости объектов инвестиций и жизненного цикла инноваций. Он состоит из следующих стадий:

• разработка инновационного решения;
• первичное внедрение инновации в эксплуатацию;
• расширение внедрения инновации;
• совершенствование инновации;
• прекращение инновации.

5.Определение эффективности инновационных инвестиций. Оно основано на использовании тех же показателей, что и по реальным инвестициям. Прибыль от внедрения инноваций рассчитывается методом прямого счета или методом разниц (разницы между суммой прибыли после и до внедрения инновации).


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я