Девидендная политика

Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании — если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.

Различные типы дивидендной политики акционерной компании проиллюстрированы на графике.

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:

1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:

а) стадия жизненного цикла компании (на ранних
стадиях жизненного цикла акционерная компания вы
нуждена больше средств инвестировать в свое развитие,
ограничивая выплату дивидендов);

б) необходимость расширения акционерной компа
нией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводства основных фондов и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).

2. Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников.

В этой группе факторов основными являются:

а) достаточность резервов собственного капитала,
сформированных в предшествующем периоде;

б) стоимость привлечения дополнительного акци
онерного капитала;

в) стоимость привлечения дополнительного заем
ного капитала;

г) доступность кредитов на финансовом рынке;

д) уровень кредитоспособности акционерного общества,
определяемый его текущим финансовым состоянием.

3. Факторы, связанные с объективными ограничениями.
К числу основных факторов этой группы относятся:

а) уровень налогообложения дивидендов;
б) уровень налогообложения имущества предприятий;

в) достигнутый эффект финансового левериджа, обу
словленный сложившимся соотношением используемого
собственного и заемного капитала;

г) фактический размер получаемой прибыли и ко
эффициент рентабельности собственного капитала.
4. Прочие факторы. В составе этих факторов могут
быть выделены:

а) конъюнктурный цикл товарного рынка, участ
ником которого является акционерная компания (в пе
риод подъема конъюнктуры эффективность капитали
зации прибыли значительно возрастает);

б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

в) неотложность платежей по ранее полученным креди
там (поддержание платежеспособности является более
приоритетной задачей в сравнении с ростом дивиденд
ных выплат);

г) возможность утраты контроля над управлением
компанией (низкий уровень дивидендных выплат мо
жет привести к снижению рыночной стоимости акций
компании и их массовому "сбросу" акционерами, что
увеличивает риск финансового захвата акционерной
компании конкурентами).

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.

Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает такую последовательность действий:
На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. "Очищенная" сумма чистой прибыли представляет собой так называемый "дивидендный коридор", в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.

На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.

На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное ма- те-риальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному Договору.

Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:

1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чека
ми). Это наиболее простая и самая распространенная
форма осуществления дивидендных выплат.

2. Выплата дивидендов акциями. Такая форма преду
сматривает предоставление акционерам вновь эмитиро
ванные акции на сумму дивидендных выплат. Она пред
ставляет интерес для акционеров, менталитет которых
ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде.
Акционеры, предпочитающие текущий доход, могут про
дать в этих целях дополнительные акции на рынке.

3. Автоматическое реинвестирование. Эта форма
выплаты предоставляет акционерам право индивидуального
выбора — получить дивиденды наличными, или реивес-
тировать их в дополнительные акции (в этом случае ак
ционер заключает с компанией или обслуживающей ее
брокерской конторой соответствующее соглашение).

4. Выкуп акций компанией. Он рассматривается как
одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответст
вии с которой на сумму дивидендного фонда компания
скупает на фондовом рынке часть свободно обращаю
щихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать
размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать
коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде.
Такая форма использования дивидендов требует
согласия акционеров.

Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:

а) коэффициент дивидендных выплат
б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции

При оценке эффективности дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я