Управление оборотным капиталом

оборотных средств, приходящихся на единицу (1 руб., 1 тыс. руб., 1 млн. руб.) реализованной продукции:

Для более успешного управления оборачиваемости следует рас­считывать оборачиваемость по отдельным видам оборотных активов: товарно-материальным ценностям, незавершенному производству, топливу, денежным средствам.

Обеспечение рационального использования оборотных средств — это наиболее многотрудная и обширная часть операций финансового менеджмента. При этом основной целью финансового менеджмента является обеспечение постоянной ликвидности и платежеспособно­сти. Это связано с тем, что оборотные активы обслуживают все стадии производственно-хозяйственного цикла и находятся в постоянном движении.

В управлении оборотными средствами используются известные ин­струменты и методы, главные из которых:

■     управление ликвидностью;

■     управление дебиторской задолженностью;

■     управление запасами товарно-материальных ценностей.

Обеспечение достаточной ликвидностью оборотных активов свя­зана прежде всего с их группировкой по степени ликвидности. Безус­ловно, если в активах предприятия высокая доля денежных средств на расчетных, депозитных счетах есть вложение в высоко ликвидные цен­ные бумаги, конкурентоспособные продукты, то можно считать, что их оборотные активы высоко ликвидны. Хуже, если большая часть средств вложена в сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей, дебиторскую задолженность, продукцию, не пользующу­юся спросом.

Безусловно, на состояние оборотных средств предприятия влияет уровень хозяйствования: наличие спроса на продукцию, формы рас­четов с поставщиками, дебиторская и кредиторская задолженности, снижение постоянных затрат, эффективная ценовая политика, уско­рение оборачиваемости оборотных средств, снижение сверхнорматив­ных запасов и т.д. Политика управления оборотными активами пре­дусматривает:

1)  дифференциацию состава оборотных активов с позиции особен­ностей их финансирования, т.е. разделение:

а)  на постоянную потребность в оборотных активах как мини­мальной суммы оборотного капитала на планируемый пе­риод;

б)  переменную или сезонную потребность в оборотных сред­ствах;

2)  формирование принципов финансирования отдельных групп оборотных активов. Различают:

а)  консервативный подход — за счет собственных средств и не­
большой доли долгосрочного кредита в пропорции 70 : 30;

б) умеренный подход — за счет собственных средств и долго­
срочного кредита и привлечения краткосрочного заемного
капитала в пропорции 50 : 50;

в)  агрессивный подход — за счет собственного и долгосрочного
заемного капитала и значительного привлечения заемных и
привлеченных средств в пропорции 30 : 70,

Практика использования оборотного капитала в российских усло­виях показывает, что замедление и недостаток оборотных средств свя­заны с управлением ликвидностью. Управление оборотными активами являются обязательным усло­вием для платежеспособности предприятия. Ликвидность оборотных активов влияет на недостаток оборотных средств, их замедление, уве­личение дебиторской задолженности. Различают управление ликвидностью, запасами, дебиторской за­долженностью, денежными средствами.

Обеспечение достаточной ликвидности оборотных активов связа­но с их делением на высоколиквидные, среднеликвидные и трудно­ликвидные. Высоколиквидные — денежные средства, ликвидные фи­нансовые вложения: среднеликвидные — краткосрочная дебиторская задолженность, готовая продукция и запасы на складе; трудноликвидные — долгосрочная дебиторская задолженность, неликвидные запасы и затраты для непрерывного технологического процесса. Уп­равление запасами можно разделить на две части: первая часть норми­рованная, она же и отчетность, которая позволяет оперативно управ­лять запасами; вторая часть — знание общей стратегии предприятия позволяет вносить коррективы в формирование запасов. Управление дебиторской задолженностью — это наиболее сложный процесс, но и здесь есть определенные меры, наработки, порядок уп­равления:


1) на предприятии должны быть люди, специально внедренные для работы с дебиторами;

2) необходимо вести постоянный реестр дебиторов;

3) необходимо разбить дебиторов на группы; наиболее крупные, средние, мелкие;

4) разбить дебиторов по срокам дебиторской задолженности:

а) краткосрочная — 30—50 дней — дебиторы могут получать от­срочки;

б) среднесрочная — 50—90 дней — дебиторы могут получать скидки за оплату, товарные векселя, небольшие отсрочки;

в)  долгосрочная — 91—150 дней — могут получать залоги, векселя;

5) планирование движения дебиторской задолженности и сравне­ние с фактическими данными;

группа работает с помощью:

а)  телефонных переговоров;

б)  выездам к задолжникам;

в)   разработки схем погашения долгов дебиторов;

г)   разработки бартерных схем;

д)  оказания услуг в реализации продукции.

Ситуация, при которой предприятие имеет кредиторскую и де­биторскую задолженности, достаточно ординарна для российских условий. Однако есть основные приемы управления дебиторской задолженностью, которые помогают справляться с ситуациями роста задолженностей для клиентов. Большое внимание при управлении дебиторской задолженностью должно уделяться разработке гибких контрактов с различными условиями оплаты.

Важное направление повышения эффективности использования оборотных средств — управление денежными средствами, предпола­гающее определение оптимального соотношения между поддержани­ем текущей платежеспособности и получением дополнительной при­были от вложения этих средств.

Существуют следующие альтернативы по увеличению потока де­нежных средств; улучшение управления кредиторской и дебиторской задолженностью, инвестирование в основные средства, увеличение продажныхцен на продукцию, получение более выгодных целевых кре­дитов у поставщиков, привлечение банковских ссуд для покрытия де­фицита.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я