Принципы организации безналичных расчетов

Функция денег как средства обращения и платежей предполагает наличие купли-продажи в момент совершения хозяйственной сделки. Наличное денежное обращение осуществляется с помощью размен­ных монет, бумажных денег (казначейских билетов) и банкнот (бан­ковских билетов). Однако наличные деньги — это исторически уходя­щая функция расчетов, уступающая место безналичным денежным расчетам.

Наличные и безналичные денежные расчеты тесно связаны между собой, но на сегодняшний период наличный оборот в большинстве развитых стран составляет от 10 до 25 %. Организация денежных рас­четов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку имеют место ускорение дви­жения денежных средств, ускорение оборачиваемости оборотного ка­питала и экономия на издержках обращения.

Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) де­нежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций. Финансовые ресурсы предприятия находятся в постоянном движении. Управление этим движением и составит одну из главных функций финансового менеджмента. Этот процесс тесно связан с ускорением расчетов и наличием денежных масс в обращении. Способы воздействия на величину и динамику денеж­ных потоков тесно связаны с системой расчетов и их формами.

Денежные средства предприятий, организаций и учреждений в со­ответствии с законодательством подлежат обязательному хранению в банках, за исключением выручки, расходование которой определяет­ся лимитами, установленными банками по согласованию с руководи­телями предприятий. В кассах предприятий также могут храниться на­личные деньги в пределах установленных лимитов.

Все безналичные расчеты проводятся кредитными учреждения­ми, главными из которых являются банки. Все участники расчетов заключают с банками договора на их обслуживание. Клиенты само­стоятельно выбирают банки для кредитного расчетного обслужива­ния и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным опе­рациям). Сведения о банковских счетах и операциях по ним банк хра­нит в тайне.

Наиболее распространенный вид банковских счетов — расчетный счет. Он открывается предприятием, которое имеет статус юридиче­ского лица. Открытие расчетного счета сопровождается предоставлением клиентом ряда документов: заявления; сведения о государствен­ной регистрации предприятия; копии учредительного договора о со­здании предприятия и его устава; документов о подтверждении пол­номочий директора предприятия и его главного бухгалтера; справок от налоговой инспекции, пенсионного фонда, статистических учреж­дений.

Организации и учреждения, не имеющие статус юридического лица и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, открыва­ют в банках текущие счета. Это общественные и бюджетные организа­ции, у которых все операции по текущему счету регламентируются.

Расчеты платежными поручениями составляют основную долю без­наличных расчетов. Они представляют собой расчетные документы, содержащие требование покупателя к продавцу оплатить на основа­нии направленных ему письменных распоряжений определенные сум­мы с его счета на счет получателя средств.

Поручение составляется на специальном бланке и содержит все не­обходимые для совершения платежа реквизиты. Поручение представ­ляется в банк в четырех экземплярах, из которых первый экземпляр остается в банке плательщика и используется для списания средств с его счета; второй экземпляр платежного поручения отсылается в банк получателя средств, где на основании этих документов происходят платежные операции. Поручения принимаются от плательщиков к ис­полнению только при наличии средств на счете, если иное не оговоре­но между банком и владельцем счета. Платежные поручения по дого­воренности сторон могут быть срочные, досрочные и отсроченные.


Срочные платежи совершаются в следующих случаях: авансовый пла­теж; платеж после отгрузки; частичные платежи при крупных сделках.

Расчет платежными поручениями осуществляется по такой схеме:
   
    1) покупатель представляет в банк платежное поручение в пяти эк­земплярах и получает назад четыре экземпляра в качестве расписки банка;

    2) банк, обслуживающий покупателя, на основании первого экзем­пляра платежного поручения списывает денежные средства со счета покупателя;

    3) банк покупателя направляет в банк продавца два экземпляра пла­тежного поручения;

    4) банк продавца на основе второго экземпляра платежного пору­чения зачисляет денежные средства на счет продавца;

    5) банки выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов.

Платежные требования-поручения представляет собой расчетные документы, содержащие требование продавца к покупателю оплатить на основании расчетных и отгрузочных документов стоимость постав­ленного по договору товара (выполненных работ, оказанных услуг).

Плательщик, определив возможность оплаты полученного платеж­ного требования-поручения, сдает данный документ в обслуживающий его банк для перечисления акцептованной им суммы на расчетный счет продавца. Таким образом, платежное требование-поручение — форма оплаты покупателя продавцу на основании расчетных и отгрузочных документов на поставленную продукцию.

Расчет платежными требованиями-поручениями совершается по следующей схеме:

    1) отгрузка продукции продавцом;

    2) передача платежного требования-поручения вместе с отгрузоч­ными документами в банк, обслуживающий покупателя;

    3) помещение отгрузочных документов в картотеку № 1 в банке, обслуживающем покупателя;

    4) передача платежного требования-поручения покупателю;

    5) оформление покупателем платежного требования-поручения и передача его в банк. Банк принимает его только при наличии средств на счете покупателя;

    6) передача покупателю отгрузочных документов;

    7) банк покупателя списывает сумму оплаты со счета покупателя;

    8) банк покупателя направляет в банк, обслуживающий продавца, платежные требования-поручения;

    9) банк продавца зачисляет сумму оплаты на счет продавца;

    10) банки выдают своим клиентам выписки из расчетного счета.

Использование чеков определено Положением о чеках, введенным по­становлением Верховного Совета РФ от 13 февраля 1992 г. № 2349-1. Чек является ценной бумагой. Бланки чеков считаются бланками стро­гой отчетности. Для расчетов применяются только чеки, имеющие на лицевой стороне обозначение «Россия». Расчеты чеками пока зани­мают скромное место в системе платежей, так как предполагают вы­сокую степень надежности и обязательности. Для оплаты товаров и услуг они применяются только на террито­рии России физическими и юридическими лицами.

Расчетные чеки имеют полную гарантию своевременной оплаты. Покрытием чека в банке чекодателя могут быть:

    1)  средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;

    2)  средства на соответствующем счете чекодателя, но не свыше сум­
мы, гарантированной банком.

Вместе с чеками банк выдает клиенту чековую карточку и иденти­фицирует чекодателя по каждому выданному чеку. Карточка содержит наименование банка и его адрес; номер карточки; имя хозяйству­ющего субъекта; подпись, номер счета и паспортные данные чекода­теля. На оборотной стороне чека указывается предельная сумма, на которую может быть выписан чек. Чек должен быть предъявлен к оп­лате в учреждение банка в течение 10 дней со дня его выдачи. Схема документооборота при расчетах чеками следующая:

    1)  передача в банк заявления на получение чеков одновременно с платежным поручением на депонирование средств на отдельном сче­те для расчетов чеками;

    2)  списание средств с расчетного счета плательщика и зачисление их на отдельный счет для расчета чеками;

    3)  выдача плательщику чистых бланков чеков вместе с чековой книжкой;

    4)  сообщение в РКЦ о депонировании средств для оплаты чеками;

    5)  списание депонированных средств с корреспондентского счета банка плательщика и зачисление их на специальный счет в РКЦ;

    6)  передача товара покупателю-плательщику;

    7)  выписка чека плательщиком-чекодателем и вручение его постав­щику одновременно с получением товара;

    8)  передача чеков чекодержателем в банк на инкассо при реестре;

    9)  передача чеков с реестром в РКЦ;

    10) списывание сумм по чекам специального счета банка платель­щика, на котором были депонированы средства и зачисление их на корреспондентский счет банка поставщика;

    11) пересылка в банк поставщика реестра чеков;

    12) зачисление средств на расчетный счет поставщика.

В настоящее время на территории Российской Федерации сокра­щается применение в качестве расчетов за товары (услуги) чеков из Лимитированных чековых книжек. Клиент, получив чек из лимитиро­ванной чековой книжки, передает его в свой банк на инкассо. Банк чекодержателя почтой пересылает его в банк чекодателя. Последний списывает сумму по чеку со счета чекодателя и через систему РКЦ пе­реводит ее на расчетный счет чекодателя в его банк.

Аккредитивная форма расчетов обеспечивает прежде всего инте­ресы продавца. Аккредитив определяется как денежное обязательство банка, открывшего аккредитив производить платеж поставщику при выполнении им своих обязательств. Аккредитив выступает самосто­ятельной сделкой между банками и клиентом-плательщиком.

В безналичных расчетах применяются различные аккредитивы:

    1) денежные — выплаты, которые не обусловлены представлением коммерческих документов;


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я