Налоговая система Российской Федерации

Началом становления налоговой системы России явился 1992 г. В конце декабря 1991 г. на сессии Верховного Совета РФ был принят пакет законодательных материалов, которые оформили систему российских налогов. Изначально налоговая система была представлена тремя категориями налогов.

1. Федеральные:
а налог на добавленную стоимость;
■ налог на прибыль (доход);
■ подоходный налог с физических лиц;
■ акцизы;
■ госпошлина;
■ таможенные пошлины;
■ федеральные государственные сборы;
■ социальный налог;
■ налог на приобретение иностранных денежных знаков;
■ налог на использование государственной символики;
■ федеральные лицензионные сборы;

2. Региональные.
Целый ряд налогов устанавливается законодательными актами РФ, и взимаются на всей территории Российской Федерации. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами власти. К региональным налогам относятся:
■ налог на имущество предприятия;
■ лесной налог;
■ транспортный налог;
■ региональные лицензионные сборы;
■ налог на использование региональной символики.

3. Местные налоги и сборы:
■ земельный налог;
■ налог на рекламу;
■ налог на имущество физических лиц;
■ местные лицензионные сборы;
■ налог на наследство и дарение;
■ налог на местную символику.
■ Налоговая система определяется видами налогов, методами их начисления, льготами и штрафами и т.д.

Основными элементами налоговой системы являются: 1) субъект обложения — плательщик — юридические и физические лица; - 2) налоговая база;
3) объект обложения — прибыль, доход, имущество, вода и т.д.;
4) налоговые ставки — величина налога на единицу объекта налогообложения. Ставки — твердые, дифференцированные, прогрессивные, регрессивные;
5) налоговые льготы — полное или частичное освобождение от уплаты налога;
6) источник уплаты налога;
7) сумма налога, подлежит уплате в бюджет;
8) сроки уплаты налога;
9) штрафы, пени и другие санкции за неуплату налогов.

Налоги также делятся:
1) по территориальному признаку:
■ на федеральные,
■ на региональные,
■ на местные;
2) по принципу уплаты:
■ на прямые,
■ на косвенные;
■ 3) по субъектам обложения:
■ с юридических лиц,
■ с физических лиц.

Если предприятие считает возможным для себя как-то влиять на налоговую нагрузку и обеспечивать справедливость в налогообложении, то ему необходимо формировать налоговую политику и осуществлять налоговое планирование.

Сущность налоговой политики юридического лица заключается в разработке системы методов и принципов ведения учета, планирования и оптимизации величины уплачиваемых налогов.

В рамках плановой величины налоговых платежей следует оценить эффективность деятельности организации с помощью показателей, оценивающих ее финансовое положение: рентабельности, ликвидности, оборачиваемости, фондоотдачи.

Налоговая политика предприятия должна прежде всего обеспечить минимальные налоговые выплаты в бюджет. При этом по каждому виду налоговых платежей должен быть разработан комплекс по формированию налогооблагаемой базы и снижению налоговых выплат.

Налоговая политика включает налоговое планирование и налоговый учет.

Налоговое планирование начинается с определения налогового поля. В него входит весь перечень налогов, которые уплачивает предприятие, их прогнозные величины и сроки выплат. Налоговое поле целесообразно дополнить теми видами льгот, которыми можно воспользоваться.

Элементом планирования выступает также налоговый календарь. Он предназначен для прогнозов и контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налогов; стратегией оптимизации налоговых обязательств; разработкой мер по предотвращению дебиторской задолженности; бухгалтерским учетом и отчетностью; рациональным размещением активов и прибыли предприятия.

Налоговый учет — система включает обработку всей информации по производственной и непроизводственной деятельности предприятия. Налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между государством и организацией.

Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения. В табл. 9.1 приведены типовые управленческие решения, вытекающие из проводимых мероприятий в части налогового планирования.

Налоговая политика — одна из основных составляющих государственного воздействия на экономику. В целом существующие современные системы налогообложения условно можно подразделить на две группы: налогообложение юридических лиц и налогообложение физических лиц.

Современная российская налоговая система до сих пор оказывала угнетающее воздействие на производственный сектор экономики. Необходимо было сделать налогообложение равномерным и справедливым.

Начиная с 1 января 1999 г. было положено начало ряду позитивных изменений в налогообложении. С принятием с января 1999 г. первой части Налогового кодекса РФ была обеспечена определенная устойчивость предпринимательской деятельности и расширении права в налоговой области.

С января 2001 г. была введена вторая часть Налогового кодекса РФ, которая посвящена порядку начисления и уплаты налогов и сборов. Она была расширена с введением гл. 25 Налогового кодекса РФ с января 2002 г., где рассмотрен единый порядок налогообложения прибыли.

Основные задачи Налогового кодекса РФ:
■ сделать налоговую систему простой и понятной;
■ сократить число налогов;
■ уменьшить ставки налогообложения;
■ грамотно распределить налоги между субъектами РФ;
■ усилить стимулирующую функцию налогов.

Следует отметить, что налоговая политика на долгосрочную перспективу, безусловно, будет держать курс на их дальнейшую оптимизацию. В ближайшей перспективе должны быть решены проблемы вялотекущего инвестиционного процесса в России. В такой ситуации государство не имеет право оставаться пассивным, оно себя оживляет в инвестициях и обеспечивает собственными ресурсами, в первую очередь для роста налоговых поступлений.

Главная задача налоговой системы за последние годы решается успешно, так как за 2000—2002 гг. доходы консолидированного бюджета увеличились почти в три раза. Доля доходов в ВВП также выросла и составляет 32,4 %.

Анализ налоговой нагрузки основных отраслей за 1999—2002 гг., рассчитанный как отношение суммы поступивших налоговых платежей к валовой добавленной стоимости, показывает ее неравномерность.

Основная тяжесть налогов лежит на производственных отраслях: машиностроении, металлообработке и др.

Снижение ставок по прибыли и налогу на добавленную стоимость пока мало что изменило в налоговой нагрузке, в то же время ликвидация инвестиционных льгот лишила предприятия и этого стимула. Остается прежняя проблема — дальнейшее снижение налоговой нагрузки. С другой стороны, оценка налогового бремени России находится на среднем уровне: по уровню к ВВП — около 35 %, по данным Министерства финансов РФ — 20 %, а предприниматель оценивает эту долю от 70 копеек с одного рубля. Большое влияние на эту величину оказывает методика подсчета.

С 1 января 2004 г. принятые шаги по совершенствованию налоговой нагрузки сократили ее долю в ВВП на 1 %, или на 150 млрд руб. Сегодня на 35 % доходы федерального бюджета формируются за счет сырьевых отраслей. Любое снижение цен на нефть и газ оборачиваются падением налоговых поступлений.

Поэтому следует и дальше обеспечивать равный налоговый режим для всех отраслей. Не следует без крайней нужды вмешиваться налогами в рыночные ситуации.

Не последнюю роль в обеспечение государства налоговыми платежами играет их своевременное и полное поступление в казну. Но данные на 1 января 2003 г. свидетельствуют, что задолженности составили 1113,7 млрд. руб. Наиболее неблагополучное положение с самым крупным налогом — НДС: в 2002 г, задолженность по нему составила 90 % от поступлений. Причины — сложный механизм расчетов и возможность уклоняться от уплаты налогов.

Зависимость задолженности от налоговой политики чрезвычайно велика, задолженность — это пока замена качества налогов и налоговой дисциплины. Провалы в работе налогового контроля должны быть ликвидированы, так как они искажают принципы налоговой политики.

Требует совершенствования и законодательная сторона налоговой системы. Необходимо переходить на объективные законы налогового права.

В условиях коренной перестройки социальных и экономических основ хозяйствования в России значительно возрастает роль налогов и налоговой политики государства. Из довольно пассивного и инерционного инструмента мобилизации доходов в госбюджет, каким налоги были в прежней системе хозяйствования, они превращаются в один из важнейших рычагов управления экономикой. Поэтому от налоговой политики и качества системы налогообложения сегодня в гораздо большей степени, чем прежде, зависит развитие национальной экономики.

Национальная политика должна ориентировать на формирование такой налоговой системы, которая одновременно обеспечивала бы экономический рост отраслей и рост доходов государства. Но достижение этой цели заключает в себе внутреннее противоречие.

Увеличить поступление налогов можно двумя путями: увеличением налогооблагаемой базы, с одной стороны, и повышение налогов — с другой. (Разумеется, на практике есть еще и такой фактор, как повышение собираемости налогов.)
Поскольку налогооблагаемая база в каждый конкретный период есть величина, данная извне и не подверженная быстрому расширению, у государства возникает соблазн повышать ставку налогообложения. Это усиливает налоговое бремя и ведет к замедлению роста инвестиций и производства либо к их абсолютному сокращению.

В результате падения производства, реализации, доходов населения и организаций, следовательно, сокращения налогооблагаемой базы, сумма мобилизуемых в бюджет налогов может сокращаться даже при повышении ставок налогообложения. Это закономерность отражается «кривой Лаффера» .

Во-первых, эта кривая не отражает динамики производства. Во-вторых, как показывает опыт последнего времени, повышение ставок налогов ведет не только к сокращению производства, но и к уклонению субъектов экономических отношений от налогов, уходу «в тень*.

Развитие теневой экономики подрывает финансовые основы государства и подлежит всемирному ограничению как посредством ужесточения борьбы с неплательщиками налога, так и с помощью снижения ставок налогообложения.

В настоящее время предприятия руководствуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552). В идеале состав затрат должен определяться законом, требование содержится и в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

В проекте специальной части Налогового кодекса РФ существенно доработан перечень затрат, входящих в себестоимость. В себестоимость товаров, работ и услуг должны быть включены все расходы организаций, непосредственно связанные с производством и обусловленные их спецификой.

Не секрет, что по некоторым видам затрат у нас действует не налог на прибыль, а налог на расходы. Речь, в частности, идет о расходах на подготовку и переподготовку персонала, о рекламных расходах и т.п. Как можно в условиях рыночной экономики ограничивать расходы на подготовку персонала и при этом рассчитывать, что будет производиться конкурентоспособная продукция?

В то же время, по нашему мнению, на некоторые виды расходов необходимо сохранить нормативы отнесения их на себестоимость, в частности это касается представительских расходов. В большинстве развитых стран имеются подобные ограничения, и этим опытом следует воспользоваться. Иначе прибыли и, соответственно, налога на прибыль у большинства организаций просто не будет.

Цивилизованная налоговая система должна предполагать наличие минимального количества экономически обоснованных и фактически доказавших свою эффективность налоговых льгот при существовании жестко контролируемой системы целевой и адресной финансовой поддержки организаций и физических лиц, действительно в такой поддержке нуждающихся. Это общепринятая мировая практика, и к этому необходимо стремиться в процессе подготовки специальной части Налогового кодекса РФ.

Конечно, ликвидация налоговых льгот — это не единственное, что нужно изменить в законодательстве. Можно привести следующий пример. В соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» дивиденды по акциям, полученные организацией-акционером, подлежат обложению налогом на доход по ставке 15 %. Учитывая, что дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, возникает вопрос: имеет ли в данном случае место двойное налогообложение? Ответ будет следующим: с точки зрения юридической — нет, а с точки зрения экономической — да. Из мировой практики известно, что в некоторых странах дивиденды освобождены от налогов, в большинстве стран используется механизм ампутационных вычетов. Представляется, что следует проработать вопрос о применении в российской практике подобных правил.

Несколько замечаний по поводу проблемы налогообложения доходов, полученных российскими организациями за рубежом. В соответствии с Законом РФ « О налоге на прибыль предприятий и организаций» указанные доходы подлежат обложению налогом на общих основаниях. Однако в случае, если российская организация уже уплатила налог с этих доходов в соответствии с законодательством иностранных государств, на территории которых осуществляется ее деятельность,
то сумма уплаченного налога будет учитываться при расчете налоговых обязательств в соответствии с законодательством России. Такой учет производится в пределах сумм налога, уплаченных с дохода от источников за пределами Российской Федерации. При этом засчитываемая сумма не может превышать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в России по прибыли (доходу), полученной за границей.

Некоторые специалисты оспаривают правомерность подобного подхода, усматривая здесь двойное налогообложение, поскольку налог на прибыль, подлежащий уплате в России в соответствии с российским законодательством, не корректируется на величину превышения налога, уплаченного за рубежом в части превышения зарубежной ставки налога над российской ставкой. В этой части организации фактически приходится платить налог дважды: в бюджет иностранного государства и бюджет России. Подобный подход не вполне корректен и противоречит мировой практике решения этого вопроса.

В заключение коротко остановимся на проблеме налогообложения банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Что касается банков и страховых организаций, то имеется два документа, определяющих особенности исчисления облагаемой базы указанных организаций. Первый — постановление Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 490 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями» и утвержденное им Положение, определяющее порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении кредитных организаций в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

В отношении страховых организаций действует постановление Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 492 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками».

Эти документы устарели и не учитывают реалий сегодняшнего дня. Появились новые виды банковских и страховых услуг, изменились экономическая ситуация и условия хозяйствования, поэтому указанные документы давно следует актуализировать. Это предполагается сделать в специальной части Налогового кодекса РФ.

По вопросам деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг вообще отсутствуют документы, регулирующие вопросы их налогообложения. Налоговый кодекс РФ поможет решить и общую проблему — обеспечить относительное снижение налоговой нагрузки и полученную прибыль и одновременно рост суммарных поступлений налога на прибыль.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я