Классификация стратегий

К числу функциональных относятся наступательные и оборонительные стратегии. Наступательные стратегии в сфере бизнеса предполагают активность организаций в конкурентной борьбе с применением различных способов и приемов, таких, как наступление па сильные стороны конкурента, наступление на слабые стороны конкурента, захват стратегических рубежей, партизанские нападения и т. д.

В наступательной стратегии организацией могут быть использованы снижение цен, реклама, производство продукции с качествами, привлекательными для ceгмента рынка, занятого конкурентом

Оборонительные стратегии состоят прежде всего в укреплении доетшнутых ранее позиций и принятии адекватных мер при наступательной стратегии противника, а также в поддержании низких цен на продукты, не превышающих соответствующие цены конкурентов, в заключении эксклюзивных договоров с дистрибьюторами и дилерами, в обучении персонала организаций-потребителей на льготной основе, увеличении сроков гарантии, сокращении сроков поставок и т. д.

Стратегия вертикальной интеграции предполагает увеличение доли организации в цепочке от поставок сырья до поставок товаров потребителям. Чем большая часть этой цепочки будет контролироваться организацией, тем крепче ее позиции в конкурентной борьбе.

Различные стратегии используются организациями в зависимости от занимаемых ими позиций. Так, стратегия лидера отличается от стратегии аутсайдера. В частности, лидером могут использоваться стратегии ведения активной политики, стремление внедрять прогрессивные технологии, расширять производственную базу, увеличивать долю рынка, усложнять возможность входа в рынок потенциальным конкурентам, демонстрировать силу и оперативно реагировать на действия конкурентов и т. д.

Для небольших организаций, которым принадлежит незначительная доля на рынке, целесообразно придерживаться таких стратегий, как захват вакантных ниш, в которых нет серьезных конкурентов, специализация производства товаров или услуг, рассчитанных на узкий сегмент рынка, выделение преимуществ производимых ими товаров или услуг и т. д.
Функциональные стратегии организации должны также соответствовать тому этапу жизненного цикла, на котором организация находится.

Если появляется возможность выхода на другие национальные рынки сбыта, она также должна использоваться организацией.

Таким образом, мы видим, что спектр стратегий, используемых организациями в процессе их деятельности, достаточно разнообразен. При этом жесткая конкуренция в бизнесе вынуждает представленные в нем организации разнообразить стратегии их развития и ведения конкурентной борьбы.

Как показывает опыт, чаще всего побеждает та организация, которой удалось выбрать эффективную стратегию развития, соответствующую как изменениям внешней среды ее функционирования, так и собственным внутренним возможностям. Выбор стратегии, ведущей к успеху, требует профессионального владения технологиями стратегического управления. Только владение ими в совершенстве позволяет находить подчас единственно верные стратегии развития организации, обеспечивая тем самым возможность их успешной реализации.

Помимо того что необходимость использования стратегического управления вызывается возросшим уровнем управленческих технологий и всем ходом развития современной экономической системы, целесообразность стратегического управления предприятием подтверждается практикой.

Так, внедрение в 1982 г. компанией "Бритиш эйруэйс" системы стратегического управления привело к значительным экономическим результатам. Компания, имевшая 900 млн. долл. убытка на момент внедрения системы стратегического управления, в 1987 г. в результате ее использования имела уже 435 млн. долл. прибыли .

Принципы построения системы стратегического управления организацией могут быть достаточно разнообразными. Приведем несколько примеров.

Нередко в борьбе с эффективно действующим конкурентом целесообразно использовать стратегический принцип "и я тоже". Он состоит в том, чтобы брать на вооружение достиже-ния и методы, применяемые конкурентами, по возможности совершенствуя их.

Так, например, фирма "Кодак", в лабораториях которой родилась современная фотография, использовала этот принцип в конкурентной борьбе с японской компанией "Фудзи фото фильм", которая начала ее опережать.

Руководство фирмы "Кодак" внимательно следит за всеми нововведениями конкурента. Принцип "и я тоже" был использован в разных направлениях, в частности при разработке технологии производства пленки с яркими цветами, которая впервые была открыта и внедрена компанией "Фудзи"; в области повышения производительности труда за счет изучения и использования опыта конкурентов; при снижении процента брака фотоизделий; в области рекламы за счет использования найденного компанией "Фудзи" и замеченного покупателем образа дирижабля и т. д.

В качестве примера использования другого стратегического принципа можно привести принцип "расширение сферы деятельности".

Переживавшая в конце 70-х годов кризис корпорация "Сире, Робак энд компани" прибегла к этому принципу, чтобы укрепить свои позиции. Была проведена значительная ра-бота по изучению родственных сфер деятельности с определением тех из них, в которых компания могла бы занять ключевые позиции на рынках сбыта. При этом анализировались возможные объемы производства и продаж, ожидаемая прибыль, время, необходимое для завоевания рынка, и т. д. Компания приняла решение сосредоточить свои усилия на рынке финансовых услуг, она стала обладательницей 26 млн. активных счетов клиентов.

Отказ от использования стратегического управления также является одним из стратегических принципов.

В качестве отрицательного примера его использования можно привести отказ от внедрения или, точнее, неумение внедрить технологии стратегического управления известной российской фирмой "Родити". После нескольких лет сравнительно успешной деятельности фирма потеряла "управляемость", способность реагировать на изменения ситуации, требующие долговременных управленческих решений. В конечном счете фирма "Родити" прекратила существование в начале 1997 г.

Выработка, принятие и реализация стратегических решений являются сегодня жизненно важными для деятельности любой организации. Это тем более актуально в условиях нестабильного экономического развития.

Определение профессионально разработанной эффективной стратегии развития организации является необходимым условием ее эффективной деятельности.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я