Практикум 2

ЕВРОПЕЙСКОЕ ГРУЗОВОЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В 1990 г.: В ПРЕДДВЕРИИ НОВОГО ВЕКА

В конце 1980х гг. на рынках Европы происходили стремительные перемены. Создание единого Европейского рынка и последовавшие вслед за этим процессы ограничения государственного регулирования экономики и согласования разнообразных промышленных и технических стандартов предоставили производителям хороший шанс воспользоваться преимуществами эффективных, крупномасштабных операций, а также открыли простор для развития совместной деятельности во многих отраслях промышленности.

Перемены затронули и грузовое автомобилестроение. В 1987 г. произошло слияние голландской компании DAF и английской Leyland, а в 1989 г. западногерманская фирма MAN выкупила австрийскую Steyr. В начале 1990 г. Volvo и Renault, имевшие значительные доли взаимного участия (кросс-холдинги), объявили о планах полной интеграции. Во второй половине того же года итальянская Iveco приобрела компанию Enasa (Испания) вскоре после того, как по распоряжению антитрестовского ведомства Германии была аннулирована покупка этой фирмы консорциумом MAN/MercedesBenz.

В этом разделе рассматривается состояние и развитие автомобильной промышленности в Европе в конце 1980х гг. и воздействие конкуренции на внутренних рынках на ситуацию в отрасли.

ГРУЗОВЫЕАВТОМОБИЛИ

Рост и интеграционные процессы в современной мировой экономике привели к увеличению спроса на грузовые и пассажирские перевозки, которые могут осуществляться по воздуху, по воде и по земле. Наземный транспорт существует в двух основных формах: автомобильный и железнодорожный.

Используемый для наземных перевозок автомобильный транспорт подразделяется на легковые автомобили, автофургоны, грузовые автомобили и автобусы. Три последние категории объединяют под названием "грузовой автотранспорт" (ГА). Мы будем говорить в основном о грузовых автомобилях, хотя приведем некоторые статистические данные и по другим сегментам ГА .

Для удобства описания и анализа рынок ГА обычно подразделяют на сегменты в соответствии с полным весом автомобилей (ПВА) (Gross Vehicle Weight, GVW). ПВАэто сумма веса самого автомобиля и полезной максимальной нагрузки (различается в разных странах и источниках). В Европе принята классификация ГА на фургоны, легкие, средние и тяжелые грузовые автомобили

СПРОС НА ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

В 1989 г. спрос на грузовые автомобили на мировом рынке составил около 14 млн единиц, причем наибольшим спросом пользовались фургоны и легкие грузовики. Продажи в сегменте средних и тяжелых грузовиков достигли только 1,5 млн. единиц.

Мировой рынок грузовых автомобилей обычно делят на три региона: Западная Европа с основным экспортным рынком на Среднем Востоке и в Африке, США (основной экспортный рынок Южная Америка) и Япония (основной экспортный рынок Юго-Восточная Азия). Торговля между этими регионами ограничена. В сегменте фургонов и легких грузовиков доля импорта составляет, как правило, менее 20%, а в сегментах средних и тяжелых грузовых автомобилей из-за различных стандартов на продукцию импорт еще более ограничен. Китай, СССР и некоторые страны Восточной Европы также имели довольно развитую автомобильную промышленность, но за пределами коммунистических стран они торговали крайне мало.

В начале 1980х гг. рынок ГА оказался в полосе глубокого кризиса, однако впоследствии наблюдалось устойчивое восстановление объема продаж В 1989 г. спрос на грузовые автомобили в Западной Европе достиг рекордных высот и приблизился почти к 1,4 млн. шт. на автофургоны и легкие грузовики и к 260 тыс. шт. на тяжелые грузовики (ПВА свыше 6 т).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

В 1988 г. в Западной Европе было выпущено 1250 тыс. фургонов и 400 тыс. грузовых автомобилей. Свыше 150 тыс. фургонов предназначалось на экспорт. Остальная часть продукции покрыла 80% внутреннего спроса. Еще 20% ГА было импортировано в основном из Японии. В секторе грузовых автомобилей доля импорта составила всего 2%, а экспорт был весьма значительным. Из 400 тыс. сошедших с конвейера грузовиков 88 тыс. были предназначены для продажи за пределами Европы.

Число основных обслуживающих этот сегмент рынка производителей постоянно сокращалось. На рынке средних и тяжелых грузовиков с долей в 23% лидировала компания DaimlerBenz, за ней следовала Fiat/lveco с долей в 20%. Пять следующих конкурентов имели примерно по 10% доли рынка (Renault, Volvo, MAN, DAF, Scania). Прочие, более узкоспециализированные производители обслуживали оставшуюся часть рынка.

В сегменте автофургонов и легких грузовиков рынок разделился аналогичным образом. Лидировала Renault (20% рынка), затем следовала PSA (Peugot/Citroen) с долей в 16%. Кстати, PSA является примером компании, которая широко представлена в сегменте фургонов и легких грузовых автомобилей и совершенно отсутствует в сегменте средних и тяжелых грузовиков. Такой же стратегии придерживаются и некоторые японские производители (Toyota, Nissan).


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я