Высокое ремесло стратегии

Представим себе планирующего стратегию человека. Первое, что приходит на ум, картина, на которой руководитель компании, менеджер или группа управленцев обдумывают или обсуждают в кабинете общий план будущих действий. Ключевые слова здесь: логическое мышление, рациональный контроль, системный анализ действий конкурентов и ситуации на рынке, выявление сильных и слабых сторон компании, комбинированный анализ для выработки четкой и развитой стратегии.

А теперь попробуем представить себе человека, осваивающего стратегическое мастерство. Это уже совершенно иная, отличная от предыдущей картина (также, как искусство художника отличается от труда маляра). Мастерство подразумевает передачу традиционных навыков, преданность делу, стремление достичь совершенства каждой детали. Здесь на ум приходит уже нечто иное: не столько логическое мышление, сколько ощущение тесной гармоничной связи человека с тем, чем он занят, достигаемой путем тяжкого и самоотверженного труда. Постановка и достижение целей в таких случаях сливаются в единый творческий процесс обучения, в ходе которого и создаются стратегии.

Мой тезис прост: та воображаемая картина, на которой разработка стратегий представляется как высокое искусство, более соответствует процессу, в ходе которого рождаются эффективные стратегии. А столь популярные в научной литературе представления рассудочного планирования на самом деле лишь искажают этот процесс и в итоге дезориентируют компании, безоглядно следующие советам "мудрецов".

В подтверждение своего тезиса я остановлюсь на примере простого ремесленника-гончара и сравню его работу с результатами научного проекта, направленного на многолетнее исследование стратегий большого числа корпораций. Ситуации абсолютно различные, посему моя метафора поначалу может показаться чересчур натянутой. Но если мы представим себе ремесленника как корпорацию, состоящую из одного человека, то увидим, что ему также приходится решать од ну из главных задач, стоящих перед разработчиками стратегических установок компании, а именно, здраво оценивая возможности организации, достаточно глубоко продумать стратегическое направление ее деятельности. Рассматривая создание стратегий сточки зрения индивида, освободившись ото всех сложностей отраслевых разработок, мы сможем кое-что понять и о формировании стратегий в корпорациях. Точно так же как наш гончар должен в совершенстве владеть своим ремеслом, так и менеджеры компании должны познать все тонкости мастерства разработки стратегии.

Как работает ремесленник? Вот он сидит перед гончарным кругом. Перед ним кусок сырой глины. Все мысли гончара сосредоточены на предстоящей работе, но при этом он не забывает и о своем прошлом опыте и собственных планах на будущее. Он отдает себе отчет в том, какие его замыслы были реализованы в прошлом, а какие не удались. Мастер досконально знает свое дело, свои возможности и свой рынок. Его отношение к ремеслу нечто большее, чем анализ, это знание, которое невозможно выразить словами. Пока в голове ремесленника "бродят" некие мысли, руки продолжают делать свое дело. Возникающий на гончарном круге горшок может быть похож на те, что мастер делал раньше, но он может также изменить традиции и пойти в совершенно ином направлении. Но даже в этом случае прошлое неизменно присутствует в настоящем, проектируясь в будущее.

В моей метафоре менеджеры это ремесленники, а глина в их руках искомая стратегия. Как и мастер перед гончарным кругом, они находятся между прошлым и будущим: определяемыми развитием корпорации ее возможностями и изменяющимися потребностями рынка. И если они настоящие мастера, то должны привнести в свое дело столь же глубокое и непосредственное знание своего ремесла, как и наш гончар. Это и есть суть мастерства разработки стратегии.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я