Управление инновациями как контролируемый хаос

Специалисты по менеджменту часто заявляют, что в небольших организациях существуют более благоприятные для инноваторства условия, чем в крупных. Но так ли это на самом деле? Некоторые крупные предприятия постоянно вводят те или иные новшества. Почему и как? Предлагаемая вашему вниманию статья основывается на проводившемся в течение 2,5 лет в разных странах исследовании, в котором изучались малые предприятия и крупные компании из США, Японии и Европы и действующие в них инновационные программы.

Более чем культурные различия между компаниями, поражает схожесть малых и крупных инноваторских организаций различных стран. Эффективное управление инновациями везде базируется на одних и тех же принципах и не зависит от национальных границ и масштабов деятельности.

Есть ряд причин, заставляющих думать, что в малых организациях число нововведений непропорционально велико.

Во-первых, инноваторство имеет место в вероятностной среде. Компания никогда не может быть уверена в том, будет ли достигнут конкретный технический результат и как воспримет его рынок. На каждое успешное новое решение приходятся десятки и сотни не оправдавших ожиданий. Но абсолютное число попыток большинство, из которых делают предприниматели, говорит о том, что некоторые рискованные начинания оправдывают надежды. Ну а 9099% неудач распределятся по всему обществу и останутся почти незамеченными.

С другой стороны, крупная компания, которая планирует довести идею от чертежа до прилавка, в случае фиаско должна быть готова оплатить все потенциальные издержки, возможно, непомерно высокие в социальном и организационном смыслах, подвергая опасности многие другие товары, проекты, рабочие места и географические районы. Даже если инновация будет иметь успех, издержки, с которыми сталкивается крупная компания, могут оказаться не под силу фирмам, впервые выходящим на данный рынок (необходимость преобразования текущих операций под новое решение и сохранения постоянных клиентов).

Риски утраты вложенных средств или доверия клиентов, которым придется переключиться на новинку, для вновь созданного предприятия в сравнении с уже функционирующим не столь высоки, так как отсутствует необходимость изменения внутренней культуры организации (обеспечившей интеллектуальную глубину и веру в ставшие залогом прошлого успеха технологии). Следует отметить, что профсоюзы, общества потребителей и государственные органы весьма лояльно относятся к небольшим фирмам, не создавая препятствий их деятельности. И наконец, новые фирмы не сталкиваются с психологическими проблемами и экономическими издержками, вызванными необходимостью сокращения персонала, остановкой заводов или уходом из районов традиционного размещения, с разрушением связей с поставщиками, которые выстраивались годами и были основаны на взаимном доверии. Такие барьеры на пути изменений крупных организаций реальны, важны и понятны.

Сложные продукты и системы, которых общество ожидает от крупных компаний, несут в себе высокие риски. Только такие организации способны строить новые корабли или локомотивы; системы для работы в космосе, обороны, контроля над движением воздушного транспорта, сложного медицинского оборудования, массового обеспечения продуктами питания или национальной компьютерной связи. Очевидно, что крупномасштабные проекты всегда сопряжены с более высокими рисками, чем внедрение одного нового продукта. Например, создание самолета стоимостью в миллиард долларов может быть поставлено под угрозу изза несоответствия установленным характеристикам какой-нибудь одной недорогой детали из необходимых 100 тыс. комплектующих.

Понятно, что в одиночку предприятие не в состоянии разработать или изготовить все компоненты крупных новых систем. А коммуникации между различными конструкторскими и производственными группами всегда несовершенны. По мере усложнения проекта вероятность ошибки геометрически возрастает, в то время как контроль самого инноватора над решениями всех подразделений значительно ослабевает, тем самым увеличиваются издержки и риски потенциальных ошибок. Все эти факторы препятствуют инновационной деятельности крупных организаций, но грамотный менеджмент способен уменьшить их влияние.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я