Практикум 3

Стратегия

В. Шмидт и С. Ипсен много времени уделяют разработке стратегий отделений и индивидуальной работе с подчиненными им менеджерами, координируя разработку их бизнес-планов. Они также серьезно продумывают пути оптимизации организационных структур. Уважая самостоятельность руководства нижестоящих предприятий, топ-менеджмент отделений видит свою роль не только в координации их деятельности. Руководство корпорации или отделения вправе убеждать местных менеджеров и вести с ними переговоры, но свобода предпринимательства по большей части берет верх над директивами сверху. Работает "Китайская стена".

Один из примеров свободы действий операционного предприятия принцип выбора поставщика моющих средств. Одна из операционных компаний корпорации, Daneras производит полную товарную линию моющих средств. Однако никто не заставляет другие операционные компании ISS закупать моющие средства именно у нее. Аналогичным образом приоритетные стратегии корпорации или отделений отнюдь не навязываются местному менеджеру, который не хочет пользоваться "внутренними разработками". Именно поэтому некоторые компании Европейского отделения игнорировали корпоративную стратегию специализации сервиса (по медицинским учреждениям или предприятиям пищевой промышленности).

В некоторых случаях корпоративная стратегия является препятствием местным инициативам. Так, управляющий директор обслуживающей британские больницы компании Mediclean увидел хорошие перспективы в приобретения доли компании готового питания, поставляющей свою продукцию предприятиям Британской службы здравоохранения. Он считал, что это расширит возможности его подразделения по организации питания в госпиталях. Однако его план не получил одобрения на уровне руководства отделением по той причине, что "стратегия не предусматривает вложений в производство продуктов питания". По словам директора Mediclean, будь он настоящим владельцем компании, он рискнул бы капиталом для создания нового предприятия. В результате с фирмой готового питания были установлены неформальные связи, позволяющее Mediclean предоставлять пользующиеся спросом услуги без каких-либо финансовых рисков.

Руководству отделениями принадлежит главная роль в развитии инфраструктуры, что позволяет удовлетворять возрастающий спрос на услуги по управлению выполнением работ. В 1992 г. Европейское отделение стало партнером маркетинговой компании Service Interface, координирующей деятельность ряда сервисных фирм с целью предоставления комплексных контрактов на управление услугами. Кроме управления предлагаемыми ISS услугами по уборке, компании-партнеры обеспечивают управление организацией питания, техническим обслуживанием, переработкой отходов и охраной. Идея была хорошо воспринята на рынке Великобритании, и В. Шмидт надеется, что она найдет распространение в других европейских странах: "Это хорошая альтернатива приобретению компаний".

Однако спрос на эту форму услуг еще не сформировался. В начале 1990-х гг. скандинавское отделение предоставляло своим клиентам аналогичный "мультисервисный" пакет: уборку, охрану, организацию питания, уборку садовых территорий под руководством одного менеджера и с комплексной оплатой. Но вскоре стало очевидно, что большинство клиентов предпочитают иметь дело с разными сервисными службами, чтобы, ссылаясь на их конкурентов, требовать снижения стоимости услуг. Кроме того, решения по различным видам услуг часто принимаются в разных подразделениях фирмы-клиента, что затрудняет координацию процесса в целом.

Показатели

В соответствии с директивами корпорации на год, руководство отделением устанавливает бюджетные показатели для каждого управляющего директора операционного предприятия на текущий год. В их число входят рост объема предоставленных услуг, размер минимального взноса и прибыли до налогообложения , которые варьируются в зависимости от страны и всегда выше показателей предыдущего года. Один из управляющих так отреагировал на озабоченность финансовыми результатами: "Единственное, что мы получаем сверху, это цифры!"

Отделения не могут самостоятельно распоряжаться нераспределенной прибылью своих операционных предприятий. Исключение исторически составляет Скандинавское отделение, которое имеет право оставить у себя остаток нераспределенной прибыли входящих в него операционных подразделений, не выплаченный в качестве дивидендов, и самостоятельно распорядиться этими средствами. Европейское отделение не обладает такой самостоятельностью, его прибыль перечисляется в корпорацию для перераспределения внутри структур ISS по решению высшего руководства.

Льготное положение Скандинавского отделения нравится далеко не всем. Некоторые менеджеры считают, что эти средства должны быть использованы на благо всей корпорации. Один из них отмечает:

Когда Скандинавское отделение приобрело в 1992 г. последнюю самостоятельную финскую компанию по уборке, вероятно, это была хорошая возможность увеличить его оборот, но я считаю, что у Европейского отделения инвестиционные возможности были гораздо лучше, так как /ISS почти не известна в Европе.

Тенденция постоянного роста финансовых показателей в сочетании с консервативным подходом к реинвестициям на местах источник неудовлетворенности некоторых руководителей. Один из них заметил:

У нас нет никаких дополнительных средств на развитие бизнеса, а ведь мы могли бы расширяться значительно быстрее. Проще поглотить одну из конкурирующих компаний (чем развиваться за счет собственных источников), так как на это корпорация выделяет деньги.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я