Развитие организационной идеологии

В своем развитии идеология организации проходит три основные стадии. Она "пускает корни" тогда, когда группа индивидов объединяется вокруг лидера и на основе осознания своей общей миссии образует новую энергичную организацию или же придает дополнительные силы уже существующей. Со временем идеология через установление и развитие традиций претерпевает определенные изменения. И наконец, существующая идеология получает дополнительное подкрепление, когда к организации присоединяются новые члены, идентифицирующие себя с доминирующей системой убеждений.

Стадия 1: Корни идеологии в осознании миссии

Как правило, организация возникает тогда, когда некий инициативный человек определяет свою собственную миссию производство определенной продукции или услуг и для ее реализации собирает вокруг себя группу единомышленников. Конечно же, некоторые организации возникают и иным образом например, когда создается новое правительственное агентство или же процесс создания организации субсидируется некоей корпорацией. Но и здесь возможна идентификация стоящего в центре событий энергичного инициатора.

Группирующиеся вокруг такого лидера индивиды делают это не случайно их объединяют некие общие, ассоциирующиеся со становящейся организацией ценности. Или же, по крайней мере, они видят в этих ценностях и убеждениях нечто значимое для себя. В некоторых случаях помимо миссии как таковой присутствует еще и "осознание миссии" т. е. некое общее чувство, скрепляющее группу в единое целое, нацеленность на создание чего-то необычного, потрясающего, небывалого. Чувство миссии рождается, как правило, на начальных этапах становления организации, что обусловлено рядом причин.

Во-первых, не будучи связаны процедурами или традициями, новые организации оставляют своим членам широкую свободу маневра.

Во-вторых, они обычно невелики по размерам и позволяют всем членам устанавливать и поддерживать личные взаимоотношения.

В-третьих, "отцы-основатели" такой организации часто разделяют общие достаточно сильные убеждения, в частности уверенность в том, что они хотят работать вместе. В-четвертых, основоположники новых организаций часто оказываются "харизматическими лидерами", способными заразить своей энергией остальных сотрудников и связать группу воедино. Термин "харизма" в том смысле, в каком его употреблял М. Вебер, означает "личную приверженность" лидеру, причем именно изза его индивидуальных качеств, а не в силу формального положения. Люди собираются вместе и остаются в пределах одной организации по причине преданности лидеру и его миссии. А потому корни сильных идеологий следует искать в самом процессе основания организации.

Конечно, "чувство миссии" может возникать и в уже существующих организациях, но по изложенным выше соображениям вероятность его "рождения" существенно уменьшается. Такие организации уже связаны определенными процедурами и традициями, многие из них уже имеют значительные размеры, общение сотрудников носит преимущественно безличный характер, а принятые в них убеждения препятствуют возникновению новых. И тем не менее при появлении сильного харизматического лидера "возрастные" организации могут получить достаточный для создания новой идеологии заряд энергии.

Ключевым моментом в создании организационной идеологии во вновь возникающей или уже существующей организации является присутствие лидера, который искренне верит в собственную миссию и абсолютно лоялен к своим сотрудникам, с помощью которых он рассчитывает достичь поставленной цели. Если руководитель умеет лишь произносить правильные слова, не подкрепляя их делами, в организации возникает лишь видимость идеологии. Только искреннее чувство, являющееся важнейшей частью феномена лидерства и каким-то образом ощущаемое другими людьми, способно достаточно прочно укоренить новую идеологию. Только тогда оно становится "якорем", позволяющим организации устоять и при вступлении в "игру" иных сил (как, например, безличная административная власть, т. е. бюрократия или политика).


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я