Эклектизм

В определениях необходим определенный эклектизм.

Поскольку, как мы выяснили, все рассмотренные определения взаимосвязаны, ни одно из них не может считаться единственно верным. В каком-то смысле дефиниции самостоятельны, но по большому счету каждая из них немыслима без остальных. Не все планы становятся принципами поведения, и не все паттерны возникают на основе плана. Некоторые хитрые уловки не поднимаются до уровня позиции, тогда как некоторые стратегии представляют собой нечто большее, чем просто позиция, но все же меньшее, чем перспектива. Каждое определение стратегии добавляет нечто важное к нашему пониманию, ориентирует нас на то, чтобы задавать новые фундаментальные вопросы относительно природы организации в целом.

В качестве плана стратегия имеет дело с действиями лидера по управлению развитием организации, его усилиями задать ей определенное направление. Стратегия как план поднимается также до фундаментальных вопросов познания: каким образом возникают у человека намерения и что на самом деле они представляют. Дорога в ад вымощена намерениями, принимаемыми за чистую монету. Изучая стратегию как план, мы должны проникнуть в сознание стратега, постараться понять, что на самом деле он имеет в виду.

Стратегия как ловкий прием погружает нас в область прямой конкуренции, где входу различные финты, угрозы и маневры, широко применяемые для достижения победы над противником.

Таким образом, мы оказываемся в весьма динамичном контексте, где одно движение порождает другое и т. д. Оцените иронию ситуации, поскольку стратегия как таковая имеет дело, прежде всего не с изменениями, а со стабильностью, с намеченными планами и устойчивыми поведенческими паттернами. Как можно примирить восприятие стратегии как динамики, когда мы говорим о ней как о хитрых уловках, с ее восприятием в статике, когда рассуждаем о ней как о плане или принципе поведения?

Стратегия как принцип поведения фокусирует внимание на действии, напоминая нам, прежде всего о том, что любая концепция мертва вне ее осуществления. Выступая в этой роли, она знакомит нас с понятием конвергенции, достижением стабильности и последовательности в действиях организации. Но каким образом формируется такая последовательность, откуда она берется? Когда наряду с предначертанной стратегией мы говорим о стратегии развивающейся, это означает, что помимо сознательно разрабатываемых стратегий стратегии возникают и сами собой, спонтанно.

Стратегия как позиция ориентирует нас на рассмотрение организации в ее реальной среде, включающей в себя конкурентные процессы. В центре внимания, здесь следующие вопросы: каким образом организации определяют позиции и защищают их от конкурентов, при каких условиях вступают в прямую конкуренцию или уклоняются от нее? Такой подход заставляет нас мыслить в терминах экологии: мы говорим об организмах, которые не только борются друг с другом за выживание в этом враждебном и неустойчивом мире, но не так уж редко вступают и в отношения симбиоза.

И наконец, стратегия как перспектива погружает нас в весьма непростой контекст вопросов о коллективных намерениях и действиях. Если мы определяем организацию как коллективные действия, направленные на осуществление общей задачи (весьма затейливый способ выразить то, что люди, собранные вместе под какойто общей вывеской будь то General Motors или Luigi's Body Shop, так или иначе находят пути сотрудничества при производстве определенных товаров и услуг), тогда стратегия как перспектива нацеливает нас на рассмотрение условий, при которых те или иные намерения распространяются в группе, в итоге становясь коллективными нормами и ценностями, а также определяют то, насколько глубоко в этой группе укореняются определенные поведенческие паттерны.

Таким образом, стратегия не просто представление о том, как вести себя с противником или конкурентами на рынке (превалирующее в популярной литературе мнение). Вопросы стратегии заставляют нас обратиться к наиболее фундаментальным аспектам природы организации как инструмента коллективного восприятия и действия.

В заключение отметим еще раз, что значительная часть недоразумений возникает из неправильного, нечеткого понимания термина "стратегия". Идентификация и наглядная демонстрация многообразия вариантов его употребления позволяют нам избежать многих недоразумений, а также отточить свои способности в понимании процесса формирования стратегии.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я