Формирование стратегии в организации механистического типа

Существуют и другие факторы, такие как время, необходимое для принятия ключевых решений (например, приобретение самолетов или открытие новых маршрутов), стоимость основных фондов и размер организации. Невозможно управлять столь сложной системой, как авиакомпания, по необходимости весьма близкой к механистическому типу, без развитой системы формального планирования.

Мы обнаружили, что следствием планирования в компании Air Canada была неизменность ее стратегии в рассматриваемый период (до середины 1970х гг.). Конечно, изменился парк самолетов компании, появились более грузоподъемные скоростные авиалайнеры. Однако основные маршруты, и рынки, на которые ориентировалась компания, остались прежними. Например, Air Canada уделяет незначительное внимание грузовым перевозкам, чартерным рейсам и челночным операциям. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что в данном случае формальное планирование ограничивает стратегическое мышление.

Проблема в том, что планирование осуществляется в машиноподобной перспективе, точно так же, как функционирует сборочная линия или же оборудование, на котором производится некий продукт. Все они основываются на декомпозиционном анализе: процесс подразделяется на ряд шагов, или компонентов, каждый из которых рассматривается по отдельности, а затем, следуя определенной последовательности, мы собираем искомый продукт. Здесь и таятся корни заблуждений. На сборочных линиях и станках производятся стандартизированные продукты, тогда как предполагается, что планирование должно «выпускать» новые стратегии. Вы уверены, что машина способна полностью самостоятельно проектировать принципиально новую технику? А ведь от «планирующей машины» ожидают, что она будет ежегодно выдавать нам новый оригинальный проект организационную стратегию. Или, иными словами, планирование представляет собой анализ, ориентированный на декомпозицию, тогда как генерирование стратегий основывается на ориентированных на интеграцию процессах синтеза. Именно поэтому термин «стратегическое планирование» настоящий оксюморон.

Роли планирования, планы и плановики

Если процесс планирования не имеет никакого отношения к разработке новых стратегий, для чего оно? Мы уже высказывали предположение о том, что одна из его функций программирование выработанных каким-то иным образом стратегий . Представленный на рисунке параллелепипед с надписью «Формирование стратегии» отображает то, что с точки зрения планирования представляется таинственным «черным ящиком». Но если планирование сводится к программированию стратегий, тогда и планы, и сами специалисты по планированию играют какие-то иные роли.

Роль планирования

Почему организации используют формальное планирование? По всей видимости, не для того, чтобы создавать стратегии, но для программирования уже имеющихся, т. е. формальной разработки и операционализации вытекающих из них следствий. Следует отметить, что именно так используют планирование эффективные организации, по крайней мере, когда им требуется формализовать порядок осуществления стратегий. Планирование помогает переводить предначертанные стратегии в реализованные, совершая, таким образом, первый шаг в осуществлении стратегии.

Подобные действия правильнее было бы называть стратегическим программированием, включающим в себя ряд последовательных шагов: кодификация стратегии, включая ее прояснение и артикуляцию; уточнение стратегии в ряде субстратегий, программах действий ad hoc (для частного случая) и разного рода планах; трансляция субстратегий, программ и планов в рутинные цели и бюджеты. Таким образом, планирование предстает как преимущественно аналитический процесс, разворачивающийся по завершении синтетического этапа формирования стратегии.

Планирование в большей степени относится к сфере осуществления стратегий, нежели их формулирования. Следует подчеркнуть, что стратегическое программирование имеет смысл лишь тогда, когда имеются жизнеспособные преднамеренные стратегии. Иными словами, это ситуация, когда мир в достаточной мере стабилен на всем протяжении разворачивания стратегий, так что формулирование может в полном согласии с логикой предшествовать их осуществлению, а реализующие их организации действительно нуждаются в ясных, кодифицированных и разработанных стратегиях. При всех прочих обстоятельствах стратегическое программирование скорее негативно отразится на деятельности организации, лишая ее столь необходимой менеджерам и всем прочим работникам для своевременных ответов на изменения внешней среды и организации внутреннего процесса на учения гибкости.

Роли планов

Если планирование есть прежде всего программирование, то планы служат средствами коммуникации и контроля. Обе роли имеют аналитический характер, а именно: они представляют стратегии в декомпозированной и артикулированной форме, и если и не в квантифицированном виде, то, по крайней мере, в форме, которая поддается квантификации.

В чем состоит необходимость программирования стратегии? Наиболее очевидный ответ для целей координации, для обеспечения уверенности в том, что все члены организации движутся в едином направлении в направлении, которое должно быть задано с максимально возможной точностью. В случае с Air Canada это означает, что приобретенный компанией новый самолет должен будет выполнять полеты по определенным маршрутам и менеджменту необходимо предусмотреть графики работы экипажей, возможные отмены рейсов и т. д. Планы в том их виде, в каком они возникают в рамках стратегического программирования (программы, графики бюджеты, и т. п.), могут быть прекрасным средством коммуникаций однако не в сфере стратегических намерений, а для того, чтобы каждый отдельный индивид четко знал свое место и роль при реализации последних.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я