Финансово-хозяйственный механизм в непроизводственной сфере в переходный период к рынку

До конца 80-х гг. практически единственным источником финансирования социально-культурных учреждений был государственный бюджет. Отдельные учреждения могли иметь внебюджетные (специальные) средства: например, школы — от сбора металлолома и макулатуры, но они, как правило, составляли менее 1 % от объема расходов учреждения.

Строгая регламентация вопросов финансово-хозяйственной деятельности, отсутствие инициативы на местах тормозили развитие товарно-денежных отношений в непроизводственной сфере, влияли на качество оказываемых услуг.

Вместе с тем возможности дополнительного выделения средств из бюджета сократились в связи с уменьшением поступлений доходов от народного хозяйства и дефицитом бюджета. Остаточный принцип финансирования в этих условиях лишь усложнял ситуацию. Требовал пересмотра и действующий порядок сметного планирования.

Таким образом, отставание в развитии товарно-денежных отношений в непроизводственной сфере, дефицит государственного бюджета и связанное с ним недофинансирование социально-культурных учреждений и организаций вызвали объективную необходимость разработки новых методов хозяйствования, совершенствования финансового механизма в этой сфере деятельности.

В 1988 г. были разработаны положения нового механизма хозяйствования в отраслях непроизводственной сферы. Они распространяются на учреждения здравоохранения, образования, культуры и средств массовой информации, физической культуры и спорта, социального обеспечения, хозяйственная деятельность которых базируется на полном или частичном бюджетном финансировании.

Указанные положения предусматривали решение ряда задач:

1) привлечение внебюджетных средств в качестве дополнительного источника формирования финансовых ресурсов учреждений, организации, т. е. сочетание бюджетного финансирования их деятельности с развитием платных услуг;

2) изменение системы бюджетного финансирования учреждения (это означало переход от выделения им средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по долговременным стабильным нормативам);

3) расширение прав учреждений, организаций в решении вопросов финансово-хозяйственной деятельности;

4) создание заинтересованности работников в улучшении качества отзываемых услуг;

5) повышение материального благосостояния коллектива.

Совершенствование финансово-хозяйственного механизма страны началось с совершенствования финансово-хозяйственного механизма учреждений здравоохранения, культуры, некоторых типов учреждений образования. Реализовать одновременно поставленные задачи во всех отраслях непроизводственной сферы невозможно по ряду объективных причин. Однако был сделан первый шаг к развитию товарно-денежных отношений в непроизводственной сфере, расширилась сфера финансовых отношений, предоставлена возможность учреждениям формировать собственные, внебюджетные средства. Таким образом, появилась возможность в отраслях социально-культурной сферы сочетать бюджетное финансирование с развитием платных услуг и выполнением работ по договорам с предприятиями, организациями на платной основе.

В настоящее время финансовые ресурсы социально-культурных учреждений формируются из следующих источников: средств бюджета; внебюджетных средств.

За счет средств бюджета финансируется деятельность учреждений по оказанию бесплатных услуг в соответствии с показателями планов социально-экономического развития. Причем не допускается замена бесплатных услуг платными (имеется в виду их оптимальное сочетание).

Объем бюджетных ассигнований определяется по нормативу бюджетного финансирования, который устанавливается по показателю, в наибольшей степени характеризующему конечный результат деятельности учреждения (число учащихся в школах, количество пролеченных больных в больницах, число детей в детских дошкольных учреждениях, количество врачебных посещений в поликлиниках и др.), т. е. размер финансирования поставлен в зависимость от результатов работы учреждения, организации. Норматив выполняет функцию цены на услуги, оказываемые учреждением, и должен покрывать издержки по оказанию данного вида услуг, т. е. обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, формирование средств на выплату заработной платы, создание материально-технической базы, а также социальное развитие и материальное стимулирование коллектива. Таким образом, бюджетные ассигнования перестали быть обычным возмещением затрат по смете учреждения, так как их величина определяется не затратами по смете, а ценой произведенных услуг, оцениваемых по установленным нормативам.

Такие нормативы должны быть научно обоснованными, отражать общественно-необходимые затраты по оказанию соответствующих услуг и ориентироваться на высокое качество. Однако разработка таких нормативов в республике не производилась, поскольку в условиях дефицита бюджета профинансировать расходы, рассчитанные по научным нормативам, не представлялось возможным. Поэтому в практике бюджетного планирования используются расчетные нормативы бюджетного финансирования, исчисленные на основании данных о фактических затратах прошлых лет.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я