Финансово-хозяйственный механизм в непроизводственной сфере в переходный период к рынку

Научно разработанные нормативы могли бы играть роль ориентира в определении объема финансовых ресурсов для организации деятельности учреждения. Разница между нормативной величиной финансирования и возможностями бюджета могла бы определять размер недостающих средств, компенсировать которые могут внебюджетные источники, выполняя при этом функцию дофинансирования.

Потребность в нормах и нормативах сохраняется и в условиях рыночной экономики. Именно рынок заставит руководителей нормировать элементы собственных затрат, анализировать их целесообразность и эффективность, чтобы выдержать условия конкуренции.

Внебюджетные ресурсы учреждения, организации непроизводственной сферы формируются из собственных и приравненных к ним средств, а также привлеченных. К собственным относятся средства, полученные от оказания платных услуг населению, выполнения работ по договорам с предприятиями, организациями, выполнения социальных заказов, выручка от реализации продукции, проценты банка за пользование временно свободными денежными средствами организации и др.

Привлеченные — это добровольные взносы населения, средства, поступающие из общественных фондов, денежные средства и материальные ценности других предприятий, организаций.

В настоящее время объем внебюджетных ресурсов и направления их использования определяются в отдельной смете внебюджетных средств.

Расширение платных услуг, связанных с основной деятельностью, не должно вызывать сокращения бесплатных услуг, финансирование которых осуществляется из бюджета. Отраслевые министерства, ведомства регламентируют виды услуг, которые учреждения, организации могут оказывать за плату.

При решении вопроса о видах и объеме услуг, оказываемых населению за плату, необходимо исходить из их роли в обеспечении воспроизводства рабочей силы. Жизненно важные для населения услуги должны оказываться бесплатно и финансироваться из государственного бюджета.

Новый механизм хозяйствования предусмотрел систему экономического стимулирования результатов деятельности коллектива. Учреждения, организации непроизводственной сферы смогли образовать поощрительные фонды (материального поощрения, производственного и социального развития), размер которых зависит от конечных результатов деятельности.

Одновременно были значительно расширены права руководителей учреждений. Они самостоятельно определяют численность штатов, устанавливают должностные оклады и надбавки к ним в пределах образованного по нормативу фонда оплаты труда (заработной платы).

Таким образом, с совершенствованием механизма хозяйствования в условиях развития рыночных отношений изменяются формы и методы финансирования учреждений, организаций непроизводственной сферы. Появляется реальная возможность привлечения и использования собственных средств для тех предприятий, организаций и учреждений, которые ранее находились на полном или частичном бюджетном финансировании.

Ряд предприятий, организаций, осуществляющих свою деятельность на принципах неполного хозрасчета, переходит на самофинансирование и полный хозрасчет, основанный на коммерческой деятельности: например, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, учреждения культуры, такие, как театры, театры-студии и др.

Меняется и метод предоставления бюджетных ассигнований учреждениям и организациям, получающим дотации из бюджета. Если ранее сумма дотации определялась как разница между доходами и расходами по смете учреждения, организации, то сейчас бюджетные средства выдаются на покрытие разрыва между величиной нормативных затрат, рассчитанных на объем предоставляемых услуг, и фактическими расходами по реализации этих услуг.

Таким образом, перестройка механизма хозяйствования в непроизводственной сфере, развитие товарно-денежных отношений, возможность зарабатывать собственные средства путем оказания платных услуг позволили перейти от чисто бюджетного финансирования учреждений и организаций, состоящих на бюджете, к смешанной форме финансирования, основанной на частичном хозрасчете, а в отдельных случаях — на полный хозрасчет.

Это дает возможность в определенной степени снять нагрузку с бюджета, способствует развитию инициативы учреждений, заставляет их шире использовать финансовые рычаги и стимулы в организации своей деятельности.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я