Современная роль государства в реализации финансовой политики

В Программе структурной перестройки особое место на этом этапе должна занять поддержка малого и среднего бизнеса. Можно долго обсуждать вопрос о соотношении государственных и негосударственных форм хозяйствования, однако самое разумное — рассматривать их соотношение с позиций мотивации труда.

К сожалению, системного подхода, вытекающего в первую очередь из структурной перестройки экономики и нацеленной на это финансово-кредитной политики, сегодня нет. В качестве неотложных мер по развитию перечисленных отраслей и отдельных производств нужны льготы по налогообложению и кредитному обеспечению. Агропромышленный комплекс, понимая под ним сельское хозяйство и обслуживающие его отрасли и производства, включающие в себя производственно-техническое и агрохимическое обслуживание сельского хозяйства, а также предприятия, производящие средства производства для сельского хозяйства, должен получить максимальные льготы по налогообложению. Необходимо льготное налоговое законодательство и для предприятий, перерабатывающих продукцию сельского хозяйства и торгующих продовольствием.

При этом режим льготного налогового регулирования для АПК должен быть дифференцированным. Для всех форм организации сельскохозяйственного производства (колхозы, совхозы, крестьянские фермы и др.) может функционировать лишь один налог — налог на землю исходя из качественной оценки земли или ее стоимостной оценки. Налог на землю может устанавливаться на уровне размеров, обеспечивающих восстановление и рекультивацию земель. Определенную часть затрат по восстановлению земель должно брать государство. Это прежде всего касается расходов на мелиорацию земель, их обводнение, известкование и других расходов, требующих значительных финансовых ресурсов, обеспечивающих стратегию развития сельского хозяйства. Налог на землю должен быть налогом, закрепленным за местными органами власти, и использоваться по целевому назначению.

Режим налогообложения организаций производственно-технического и агрохимического обслуживания сельского хозяйства должен быть режимом льготного налогообложения с установлением умеренного налога на прибыль, так как эти организации своими затратами и фиксированными результатами непосредственно влияют на финансовые результаты сельского хозяйства. Введение многочисленных налогов на обслуживающие сельское хозяйство организации повлечет соответствующий рост финансовой нагрузки на продукцию сельского хозяйства и соответственно приведет к росту цен и ценовой нагрузки на продовольствие.

Особый вопрос — налоговый пресс для предприятий, производящих средства производства для сельского хозяйства (тракторы, уборочные машины и т. д.). Финансовые проблемы этой категории предприятий сегодня рассматриваются в контексте предприятий промышленности системы Госкомпрома, что в корне ошибочно.

Налоговую и кредитную политику для предприятий, работающих на сельское хозяйство, необходимо рассматривать с позиций технологической цепочки, продолжением которой является сфера производственно-технического обслуживания сельского хозяйства, затем сельское хозяйство, после этого переработка продукции сельского хозяйства и ее реализация.

Таким образом, необходимы значительные налоговые льготы по налогообложению и кредитному обеспечению и для промышленных предприятий, производящих промышленную продукцию для сельскохозяйственного производства.

Максимальные налоговые льготы необходимо предоставлять тем промышленным предприятиям, продукция которых направляется в сельское хозяйство Беларуси. Такие льготы по налогообложению будут удешевлять продукцию как этих предприятий, так и всех организаций единой технологической цепочки до конечной реализации продовольствия.

Значительные налоговые льготы должны иметь и производства тех видов промышленной продукции, которые потребляются в Беларуси. Что касается реализации этой же продукции (тракторы и др.) за пределами Беларуси, то цены и соответственно налоги на эту продукцию должны устанавливаться на уровне, установленном межправительственными и межгосударственными соглашениями и договорами для ближнего и дальнего зарубежья на максимально возможном уровне, способном покрыть льготы по этим же видам продукции, поставляемым сельскому хозяйству Беларуси.

Льготный режим налогообложения также необходим для предприятий, перерабатывающих продукцию сельского хозяйства. Здесь целесообразен аналогичный подход. Продукция переработки, направляемая для потребления населению Беларуси, облагается льготным налогом. Продукция же, направляемая за пределы республики, облагается повышенным налогом в зависимости от его спроса и предложения на рынке СНГ или мировом рынке, покрывая недобор налогов по этим видам продукции, реализуемым внутри республики.

Таким образом, на примере АПК заметим, что основополагающим звеном, способным ускорить или замедлить развитие экономики, является налоговая политика. Но налоговая политика способна решить эти проблемы только при условии комплексного системного подхода, в котором первичными выступают система и механизм управления, и только на этой основе могут быть реализованы финансовые рычаги.

Суть изменения системы управления состоит в том, чтобы реализовать механизм налоговых льгот в коренном реформировании системы управления и создании вертикальных структур управления специализированными подкомплексами (хлебопродуктовый, сахарный, мясной, молочный, картофелепродуктовый и др.) по принципу производства продукции и ее конечной реализации, в каждом из которых будут задействованы все производства и предприятия, работающие на конечный конкретный вид продукции (хлеб, сахар, мясо, молоко, картофель и т. д.), начиная, например, от завода по производству специализированной сельскохозяйственной техники с его кооперирующимися заводами, производственно-техническим обслуживанием техники, агрохимическим обслуживанием по технологической цепочке и кончая торговым предприятием.

В предложенной системе управления качественно новые подходы необходимы для решения проблем других направлений финансовой политики, касающихся регулирования ценообразования, различных форм приватизации, формирования финансово-промышленных групп, платежей в бюджет и финансирования из бюджета, формирования и распределения прибыли и доходов предприятий и фирм. Процесс формирования подобных систем управления и финансовых отношений уже идет — это объективный процесс, но он пока неуправляем. Осознание в объективности и правильности таких подходов руководителями государства, экономических ведомств республики позволят более ускоренно, с меньшими издержками решить проблему выхода из кризиса экономики.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я