Внешнее финансирование и инвестирование экономики республики

Не менее важным является и то, что для обеспечения конкурентоспособности Беларуси в привлечении иностранных инвестиций правительство республики и ее деловые круги должны иметь позитивный подход к иностранным инвесторам. Они идут на те рынки, где, во-первых, существуют деловые возможности; во-вторых, обеспечен стабильный инвестиционный климат и, конечно, где к нему будет хорошее отношение. При этом хорошее отношение к инвестору — это не только позитивный подход или благоприятное инвестиционное законодательство, но также и точное соблюдение закона.

Сегодня необходимы новые взгляды на проведение инвестиционной политики, новые методы ее осуществления.

В условиях переходного периода первоочередным шагом в этом деле должно быть определение приоритетного развития.
Однако в экономике нашей республике такими приоритетными являются практически все направления, что приводит к размыванию и дискредитации самого смысла этого понятия. Здесь должно быть четкое разграничение главных направлений от второстепенных.

Второй шаг — наполнение приоритетных направлений эффективными инвестиционными проектами. Этому должны предшествовать серьезные прединвестиционные исследования, разработка толковых бизнес-планов с маркетингом и оценкой финансовых возможностей.

Важным принципом государственной политики по отношению к негосударственным инвесторам должно стать невмешательство в их деятельность, максимальное содействие созданию законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств. Говоря о привлечении дополнительных инвестиций для нужд экономического развития, следует иметь в виду не только иностранные инвестиции, а и такой важный источник, как внутренние накопления субъектов хозяйствования. Речь здесь идет о колоссальных масштабах вывоза капитала из республики как наиболее надежном способе его защиты в высокоинфляционной и нестабильной экономике. По оценке Национального банка, за период с 1991 г. отечественными предпринимателями вывезено 2—2,5 млрд дол. США. Сейчас это мощный источник финансирования национальных экономик зарубежных стран. Пересчитанные в рубли объемы вывоза капитала составляют две третьих инвестиций, которые могли бы использоваться на финансирование объектов производственной сферы в 1995 г. В такой ситуации важно повысить роль государства, и прежде всего в установлении оптимальных соотношений, стимулирующих предпринимательские структуры и население к накоплению средств и их инвестированию в производство. Далее, исходя из этого, создать условия, препятствующие оттоку капитала из республики.
Особое внимание следует уделить государству проблеме создания системы страхования инвестиций, причем как иностранных, так и отечественных, с учетом международной практики, разработки механизма привлечения инвестиций для средне- и долгосрочного кредитования посредством использования залоговых фирм, ценных бумаг, лизинга и т. д.

Проблема иностранного капитала занимала и занимает сейчас одно из центральных мест в формировании экономической политики стран с экономикой переходного типа. В связи с этим сотрудничество с международными финансовыми институтами (МВФ, МБРР, ЕБРР и др.), иностранными государствами-кредиторами, частными экономическими структурами для Беларуси необходимо. Это одна из возможностей интеграции национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации. Однако, как показывает мировой опыт, внешние инвестиции не могут рассматриваться как один из основных источников финансирования экономики. Иностранный капитал может использоваться для ускорения национального развития лишь в качестве дополняющего внутренние возможности государства.

Объем кредитных ресурсов, полученных республикой от международных финансовых институтов и иностранных государств и направленных на инвестирование капитала, составляет только 240 млн дол. США, а прямых иностранных инвестиций — 22 млн дол. США, да и то в виде нефинансовых вкладов в уставные фонды совместных и иностранных предприятий.

Для сравнения: Восточная Германия, объединившаяся в 1990 г. с ФРГ, ежегодно получает от правительства Западной Германии инвестиции по 100 млрд дол. США.

Конечно же, у остальных стран Центральной и Восточной Европы, и тем более у нас, получать кредиты в таких объемах нет возможности и вряд ли будет.

На сегодняшний день для стран с экономикой переходного типа, в том числе и для Беларуси, главным направлением привлечения иностранного капитала является освоение невостребованного научно-технического потенциала. Кроме того, зарубежные инвестиции должны содействовать в расширении экспортного потенциала государства в транспорт и связь. Необходимо привлекать новые технологии, «ноу-хау», техническую помощь, особенно в вопросах подготовки кадров и др.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я