Наемный труд как предмет правового регулирования

Формы и методы применения наемного труда и привлечения рабочей силы на основании трудового договора не остаются неизменными, раз и навсегда данными. Значительное влияние на них оказывают происходящие изменения в социально-экономической сфере общества, которые особенно заметны в современный период, характеризующийся переходом экономики страны к рыночному регулированию, к рыночной экономике, смыслом и целью которой является максимальное получение прибыли, что, в свою очередь, толкает пользователей наемного труда, особенно в сфере предпринимательской деятельности, на поиск новых путей получения на рынке труда высокопроизводительной и высококвалифицированной рабочей силы за наименьшую плату, использование ее с наибольшей отдачей, при минимальных затратах на ее содержание.

Одной из таких новых и, как считают некоторые ученые и практические работники, достаточно перспективных форм использования рабочей силы и организации общественного труда является лизинг рабочей силы (лизинг работников, лизинг персонала).

Лизинг (аренда) работников (персонала, рабочей силы) — понятие новое для отечественного права и достаточно условное. В российском законодательстве оно не встречается, хотя лизинг как договорное основание возникновения обязательств регламентируется в ст. 665— 670 «Финансовая аренда (лизинг)» главы 34 «Аренда» ГК РФ. Из содержания названных статей видно, что Гражданский кодекс Российской Федерации отождествляет лизинг с финансовой арендой. Как установлено в ст. 665 «Договор финансовой аренды» ГК РФ, по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Конкретизируя это определение, Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»1 (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г.)2 устанавливает, что целями лизинга являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. Лизинг, разъясняется в ст. 2 данного Закона, это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности, но не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения (ст. 3 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»).

Из этих разъяснений видно, что лизинг не предназначен для применения в трудовом праве в качестве регулятора использования труда, а сама категория лизинга явно заимствована из гражданского права в ходе поиска новых и более эффективных методов использования наемных работников в условиях рыночных отношений, с учетом зарубежного опыта, где термины «заемные работники» и «лизинграбочей силы» используют достаточно успешно.

Определяя сущность, содержание и назначение лизинга рабочей силы (лизинга персонала), В.Г. Сойфер отмечает, что в экономическом аспекте схема лизинга персонала довольно проста: одна организация

(кадровое агентство), специализирующаяся на работе с кадрами, набирает рабочую силу для дальнейшей сдачи ее «в аренду» (лизинг) другой организации.

По наблюдениям И.Я. Киселева, существующие за рубежом агентства по трудоустройству классифицируются по трем категориям. К первой относятся агентства, выполняющие функции посредников между спросом и предложением на рынке труда. Ко второй — агентства, заключающие с работниками обычный трудовой договор и поставляющие их на временную работу предприятиям-клиентам (заказчикам) на основе подрядного договора. К третьей — агентства, которые предоставляют различного рода кадровые услуги (подбор кадров, консультации в выборе работы, информацию о вакантных местах, обучение и пр.).

Учитывая положительные аспекты зарубежного опыта применения лизинга рабочей силы, в нашей стране также начинают развиваться и действовать аналогичные зарубежным кадровые службы, основным видом предпринимательской деятельности которых является сдача работников в «аренду».

По приводимым в юридической литературе наблюдениям, в современных российских условиях лизинг работников осуществляется в нескольких формах.

В одних случаях кадровое агентство самостоятельно подбирает работников, зачисляет их в свой штат, а затем предоставляет их заказчику (клиенту), но при этом полностью несет за них ответственность. В других случаях работа агентства ограничивается подбором персонала по заявке заказчика, который самостоятельно заключает с работниками трудовой договор. При третьей форме агентство и заказчик распределяют между собой организационно-трудовые функции по подбору и использованию персонала, закрепляя взаимные права и обязанности в специальном соглашении (договоре).


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я