Политическое влияние (лобби)

Мнения и опыт. Удачным примером эффективности такой деятельности является работа Российской ассоциации туристических агентств, объединяющей около 200 организаций. Эта ассоциация смогла только в 1995 г. добиться двух радикальных результатов: добиться отмены принятого Госдумой «Закона о СПИДе», введение которого подрывало въездной туризм в России (иностранные гости должны были проходить многодневный карантин на СПИД), и отмены решения испанского правительства, подрывавшего российский выездной туризм в Испанию (т. к. все въезжающие в Испанию должны были проходить обязательное собеседование в испанском посольстве в Москве).

Определения и идеи. В упорядоченном цивилизованном лобби можно наметить четыре основных направления.

Во-первых, это оказание влияния на формирование законодательства. Сама работа заключается в донесении до депутатского корпуса интересов соответствующих фирм и групп (организация встреч, семинаров, конференций, подготовка писем, кампаний в прессе и т. п.), а также в подготовке проектов соответствующих законов, указов, распоряжений.

Во-вторых, оказание влияния на решения органов исполнительной власти. Эта работа также предполагает кропотливые контакты, подготовку проектов решений и распоряжений. По-своему замечательное событие произошло в конце лета 1999 г., когда владельцы бензоколонок вместе со специалистами Минфина и МНС выступили с иницативой принятия закона «О едином налоге на заправочные станции». Парадоксальность заключалась в том, что сами владельцы бензозаправок лоббировали введение нового налога, причем в виде закона, который при участии самих бензиновых королей был провален еще в самом начале лета. Суть дела заключалась в том, что лоббисты дальновидно выбрали из двух зол меньшее. Лучше взять инициативу в свои руки и сделать шаг навстречу правительству, чем воевать с ним, вызывая новые и новые санкции. Новый налог предлагался в три раза ниже по сравнению с правительственным проектом, а право определять федеральную и местную доли платежей предоставлялось самому плательщику. Местным властям тем самым делалось недвусмысленное предложение «жить дружно». Более того, по мнению авторов проекта закона, введение нового налога не вызовет роста цен на бензин — обстоятельство, убедительно подтверждающее догадки, что в цены, по которым отпускается бензин, автозаправщики закладывают собственную маржу не скупясь.

В-третьих, участие в формировании органов представительной (законодательной) власти. Эта работа включает в себя возможное выдвижение своих кандидатов в эти органы, а также финансирование избирательной кампании тех кандидатов, поддержка которых соответствует интересам фирмы. Это может быть работа и с перспективными молодыми политиками, их подготовка к участию в будущих избирательных кампаниях.

В-четвертых, организация влияния на кадровые назначения в органах исполнительной власти: предложение соответствующих кандидатур, организация их подготовки, поддержки в СМИ, продвижение.

Работа по всем этим направлениям, с очевидностью, не может ограничиваться разовыми мероприятиями типа приемов и презентаций. Это прежде всего кропотливая, систематическая, ежедневная организационная работа, построенная во многом на личных контактах. Короче говоря, она требует немало времени, хорошего знания соответствующей среды, конкретных людей. Поэтому еще раз следует подчеркнуть неоправданность самостоятельного «хождения во власть» некоторых предпринимателей и хозяйственных руководителей. «Усидеть на двух стульях» смогут единицы, но и им в конечном счете придется делать выбор и в ежедневной текущей работе, и в личной перспективе — между бизнесом и политикой. Сидение же «на заборе», не спрыгивая ни в одну сторону, ничего кроме неэффективной траты времени и сил принести не может. Соотносить интересы делового мира и политиков, осуществлять их эффективные контакты должны специалисты PR, обеспечивающие лобби.

Организация лоббистской деятельности начинается со сбора информации относительно действующей законодательной базы, расстановки сил в органах власти, оттенках мнений и позиций, сильных и слабых сторон сторонников и противников. Для этого необходимо следить за публикациями в СМИ, участвовать в проводимых слушаниях, заседаниях комиссий, презентациях и т. д.

После сбора необходимой информации главной задачей становится формирование коалиции в поддержку конкретных интересов. Такие коалиции всегда привязаны к определенным проектам и позволяют объединять ресурсы, интеллектуальный и прочий потенциал для эффективных действий.

Обеспечение лоббирования решения конкретного вопроса включает в себя несколько этапов:

• Определение и четкая формулировка проблемы и причин, ее обусловивших, в том числе фигур, стоящих за нею (кто «мутит воду»).

• Определение — от кого зависит решение проблемы, кто главный объект необходимого воздействия.

• Определение сроков, в какие необходимо предотвращение нежелательного обстоятельства или его отмена.

• Выявление сил, способных оказать воздействие, повлиять на главную фигуру. Полезно составить «карту связей» социальных сил, инстанций, лиц, с главным объектом в центре.

• Ранжирование этих сил и лиц: первые пять из них будут представлять главный интерес, как наиболее влиятельные.

• Определение возможных подходов к ним (личные, деловые контакты).

• Разработка конкретной программы действий (проведение лоббистской кампании), включая:

— создание штаба, инициативной группы;

— составление перечня действий, продуманных ходов;

— определение компромиссных отступных вариантов;

— определение возможных публичных и скрытных действий;

— конкретизация последовательности и сроков действий в реальном времени;

— подключение СМИ;

— определение необходимых встреч, визитов, их участников и последовательности;

— установление ответственных;

— определение и обеспечение необходимых ресурсов. После реализации такой кампании необходимо провести анализ ее эффективности и поблагодарить всех ее участников за содействие.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я