Политическое влияние (лобби)

Чемпионами современного российского подковерного лоббизма являются две бизнес-группировки вокруг фигур Р. Абрамовича и до недавнего времени Б. Березовского (Шабдурасулов, Аксененко), а также финансовая группа вокруг «Альфа-банка» (лидеры П. Авен и М. Фридман). Результаты деятельности первой хорошо известны: влияние на первого российского президента, формирование его правительства, создание и проведение в Госдуму виртуального избирательного блока «Единство». Результатами этой победы группировка воспользовалась сполна. Уже в феврале 2000 г. контролируемой ими «Сибнефтью» были выкуплены контрольные пакеты акций крупнейших алюминиевых компаний, выпускающих около 70% российского алюминия, что вывело группировку, до этого занимавшую исключительные позиции в нефтяном бизнесе, еще и на близкие к монопольным позиции и в этом чрезвычайно прибыльном секторе российской экономики.

Деятельность второй группировки менее заметна, но не менее эффективна. Ею были делегированы в президентскую администрацию и аппарат правительства такие ключевые PR-фигуры, как заместитель главы президентской администрации по связям с общественностью В. Сурков, советник главы администрации В. Бойко, начальник одного из управлений администрации А. Попов, ответственный в администрации за работу с регионами А. Абрамов. Именно они сколотили «подковерными» методами в новой Думе из уже «готовых» независимых и неопределившихся депутатов фракцию «Народный депутат». Кремлевским «альфистам» удалось договориться с коммунистами в обмен на поддержку Селезнева занять посты председателей 5 комитетов (в том числе — Комитет по финансовым рынкам во главе с А. Шохиным, Комитет по информационной политике, ТЭК). Для сравнения: полновесная депутатская фракция ОВР, не сляпанная в кулуарах Охотного ряда, а прошедшая горнило выборов, получила только один комитет. Таким образом, голоса нескольких миллионов избирателей в этой игре были с легкостью перевешены «Альфой». В результате Альфа-групп получила возможность жесткого влияния на ЦБ и правительство. По неофициальным подсчетам, опубликованным «Новой газетой» (№ 7 (578)), под «альфовским» контролем оказалось около 80 депутатов из «Единства», 60 «нардеповцев», до 15 аграриев, 7 «росрегионовцев» и от 10 до 15 коммунистов.

Осуществляемый в нецивилизованных формах лоббизм становится каналом преступного обогащения. Россия до сих пор остается мировым лидером по количеству чиновников. Причем для российского чиновника, в отличие, скажем, от американского, нет обязательной декларации о доходах и отчета при отставке. А когда чиновник является одновременно и депутатом и представителем лоббистской группировки, практически невозможно провести в его действиях грань между протекционизмом, лоббизмом и коррупцией.

Мнения и опыт. Достаточно привести несколько хорошо известных примеров. Это, например, действия в Госдуме полупочтенных коммерческих структур, набравших у клиентов денег под тысячи процентов годовых. Цель их достаточно интенсивного воздействия на депутатов — «накидать» в бюджет руками парламентариев как можно больше поправок, увеличив его расходную часть, с тем, чтобы вновь раскрутить маховик инфляции, замедление которой станет смертным приговором этим компаниям. Другим примером может быть успешный политический торг лидера ЛДПР с премьер-министром, затребовавшего взамен за поддержку бюджета оказание давления правительством на финансово-контрольные органы, чтобы не только вытащить из «криминальной грязи» скандально известную компанию «GMM», с которой у ЛДПР прочные финансовые отношения, но и дать ей на российском рынке «зеленый свет». А история с настойчивым проталкиванием через Госдуму бюджетного финансирования проекта скоростной магистрали Москва—Санкт-Петербург! А скандально известные попытки известного депутата протащить через Думу решения, чтобы некая частная компания обеспечила всех продавцов страны наклейками для всех (!!!) продаваемых товаров! По самым скромным подсчетам, это могло принести данной фирме около полумиллиарда долларов. Или нашумевшая история с толлингом — производством алюминия из давальческого сырья!

По свидетельству бизнесмена и бывшего депутата В. Семаго (Новая газета, №30 (598), 17-23 июля 2000 г.), Государственная Дума фактически давно уже отошла от решения политических вопросов и вся погрязла в хозяйственных интересах. Почему в Бюджетный комитет записывается максимальное количество депутатов? Потому что там — главная кормушка, там ведется отчаянная борьба «за строчку». И подсчитать, сколько лоббисты в состоянии заплатить за бюджетные деньги и льготы, просто невозможно. Но это, по свидетельству того же В. Семаго, сумасшедшие деньги. Зная расклад интересов той или иной финансово-промышленной группы (ФПГ) и сопоставляя их с удивительно своевременными выступлениями некоторых депутатов, всегда можно вычислить «доверенных депутатов».

Однажды корреспондент «Новой газеты» случайно присутствовал при генеральной уборке в одной олигархической структуре. Ее сотрудники занимались сортировкой когда-то проплаченных ими депутатских запросов. Оказалось, что организовать запрос на конкурента в прокуратуру от группы депутатов стоит в среднем $30 000, от одного депутата — $5 000. Причем если запрос у члена ЛДПР обходится и за $1 000, то подпись приличного председателя солидного комитета может ñòîèòü è $10 000, è $15 000.

Наиболее тщательно и профессионально лоббируются законы о разделе продукции — при участии иностранного капитала в разработке каждого отечественного сырьевого месторождения на условиях раздела продукции Госдума каждый раз принимает специальный закон. Задумана эта практика была для привлечения иностранных инвестиций, но в конечном счете все свелось к участию через оффшоры отечественных компаний. Они и обеспечивают лобби.

Однако речь идет о лоббировании интересов не только отечественного бизнеса. Пик наиболее откровенного лоббирования интересов иностранного капитала пришелся на 1992-1993 гг., когда чиновники откровенно торговали своими визами. Например, цену за баррель нефти в контракте всегда пишет конкретный чиновник, и ничто не мешает ему потом вместе с покупателем составить акт, что нефть не того качества, сделать скидку в два доллара, чтобы потом поделить этот навар: доллар покупателю, доллар себе. Продали 500 тыс. тонн — 500 тыс. долларов положили на твой счет. Однако серия скандалов и разоблачений в зарубежной прессе показала, что открытие счетов в зарубежных банках не дает гарантии, что информация об этом не станет достоянием широкой общественности. Теперь то ли чиновники умерили свои аппетиты, то ли стали осторожнее, то ли такие операции проводятся более «профессионально».

Сегодня совершенно обыденной вещью стало обвинять друг друга в коррупции, связях с мафией и т. п. И главная причина этого дикого лоббистского беспредела — отсутствие юридической законодательной базы лобби. Решение проблемы — в открытии каналов связи властей со своими гражданами, легализации и упорядочении лоббизма, чтобы дать возможность чиновникам почувствовать и попробовать достойные и законные способы выполнения ими возложенных на них государством функций. Только так можно сделать извращенный и полукриминальный лоббизм легальным и конкурентным. Поэтому имеет смысл кратко ознакомиться с опытом цивилизованного лобби, выработанным за рубежом, а затем вернуться вновь к отечественному опыту и посмотреть, имеются ли в нем ростки цивилизованного лобби.

Мнения и опыт. В демократическом обществе с развитым рынком само по себе политическое лобби не только не является криминалом, но, наоборот, считается делом чрезвычайно престижным. Так, американские законы предусматривают жесткий контроль за обеими сторонами, участвующими в политической игре, — и политиками, и лоббистами. Первые, заступая на должности и покидая их, обязаны заполнять декларации об имуществе собственном и членов их семей. Тем самым серьезно подрываются мотивы хождения во власть за собственностью.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я