Золото под землей: акции золотодобывающих компаний

Анализ деятельности золотодобывающих компаний

Вооруженные общим представлением о том, как функционирует золотодобывающее предприятие, давайте теперь выясним, чем же золотодобытчики отличаются друг от друга.

Различия действительно существуют. В этом лесу есть слоны и мыши, а еще множество тигров. Умение отличить одного от другого является ключом к удачному инвестированию, поэтому в данном разделе мы преподадим вам основные навыки.

Размер имеет значение. Существует весьма широкий спектр золотодобывающих компаний, от крошечных до гигантов, однако здесь мы разделим их на пять групп, объединяющихся в две широкие категории. В первую категорию входят компании, которые производят золото в настоящее время —другими словами, фактические золотодобытчики, — которые известны как «старшие», «середняки» и «младшие», в зависимости от количества производимого ими золота. Во вторую категорию входят компании, которые не производят золото в настоящее время, компании, ведущие разведку новых месторождений, и разрабатывающие компании, создающие золотодобывающие предприятия на базе рентабельных рудных тел. Назовем их «играющими с собственностью».

Производители золота. «Старшие» (мощные компании) играют по-крупному, управляя десятками золотых рудников, разбросанных по всему миру и в совокупности производящих ежегодно по нескольку миллионов унций. Их, как правило, создавали команды агрессивных менеджеров, которые скупали мелкие компании и индивидуальную собственность, а затем проделывали титаническую работу, чтобы переплавить их в единое эффективное целое. Самой большой — и лучше других управляемой — из всех «старших» является компания «Ньюмонт майнинг», которая за прошедшее десятилетие приобрела столь значительных операторов, как «Санта-Фе Пасифик голд», «Бэттл-Маунтин голд» и «Нормандия майнинг», и одновременно превратила рудники, уже находившиеся в ее собственности, в высокорентабельные и высокопроизводительные предприятия. Теперь она поставляет на рынок около семи миллионов унций в год — на сумму в 2,8 млрд. долларов, при цене в 400 долларов за унцию ($12,86/гг.).

Обычно за деятельностью «старших» пристально следят многие аналитики и денежные менеджеры. Эти компании пользуются высокой репутацией у инвесторов. Их часто упоминают в средствах массовой информации, когда речь идет об обменном курсе золота или котировке акций золотодобывающих компаний. Они, подобно «Ай-би-эм» или «Майкрософт», чрезвычайно успешно ведутсвой бизнес. То есть вся информация, которая доступна широкой гласности, быстро растекается по рабочим столам биржевых брокеров всего мира и по каналам печатных и электронных СМИ таким образом, что их рыночная стоимость в каждый данный момент отражает широкий консенсус в среде проницательных инвесторов. Купите акцию «Ньюмонт», «Голд филдс» или «Хармони», и вы можете побиться об заклад, что цена золота возрастет больше, чем того ожидает все инвестиционное сообщество, однако дело тут не в том, что компания обладает ресурсами, неизвестными остальному миру. Выражаясь иначе, можно сказать, что когда «старшим» часто «везет», вы не покупаете их акции, предвидя повышение котировок по результатам исследования «зеленых полей». Вы покупаете их из-за потока наличности и способности менеджеров обеспечивать заманчивые доходы на вложенный капитал путем рентабельной добычи и растущей цены на золото.

«Середняки» и «младшие» — это компании с прочной репутацией, которые обладают собственностью в диапазоне от одного до пяти — десяти действующих рудников. «Гламис голд», например, владеет рудниками в США и Гондурасе, которые выдают в год 250 тыс. унций золота, и собирается в скором времени ввести в эксплуатацию новые рудники в Гватемале и Мексике, благодаря чему сможет в течение нескольких лет удвоить добычу золота. «Середняки», как правило, менее видимы для инвесторской публики, потому что они недостаточно крупны (если брать такие показатели, как рыночная капитализация и акции, находящиеся в обращении), чтобы привлечь внимание широких масс аналитиков, прессы и финансовых менеджеров. Поэтому «середняки» вполне могут обзавестись перспективной земельной собственностью и преподнести очень большой и очень приятный сюрприз. Например, «Гламис» в конце 1990-х годов прозябала, так как ее акции котировались по цене менее 2 доллара за штуку. Тогда золото было дешевым, и инвесторы в большинстве своем не знали, что компания ведет работу по развитию месторождений, обладающих большим потенциалом. Однако в январе 2001 года ее рудник «Мэриголд» в Неваде начал выдавать продукцию, себестоимость которой была низкой, и инвестиционное сообщество принялось с хрустом уминать акции «Гламис». В течение следующих двух лет они резко поднялись в цене — с полтора до пятнадцати долларов.

Такой переход от малого масштаба к крупному встречается чаще, чем вы могли бы предположить. Рынок акций золотодобывающих компаний очень узок, и лишь немногие аналитики берут на себя труд заглянуть ниже «стар-ших» и ведущих «середняков», и совсем мало инвесторов пожелают ринуться вперед очертя голову, вложив деньги в бизнес с очень высокой долей риска, в котором они не разбираются. В результате «середняки» и «младшие» являют собой интересную смесь особенностей. Это действующие предприятия, производящие продукцию, получающие доходы и нередко имеющие перспективные новые разработки. Однако инвесторское сообщество чаще всего выпускает их из поля зрения, что дает возможность, немного покопавшись, обнаружить такие самородки, как «Гламис» образца 2000 года. В таблице приводятся данные относительно денег, сделанных некоторыми наиболее успешными «середняками» и «младшими» в тот период, когда золото поднималось в цене от 265 долларов за унцию до 400 долларов. Интересно, на что станет похож подобный список после того, как цена золота достигнет 1000 долларов за унцию.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я