Золото под землей: акции золотодобывающих компаний

Вопросы, связанные с охраной окружающей среды. Цианидное выщелачивание стало подарком небес для золотодобытчиков, так как благодаря этому методу стало возможным извлекать даже микроскопические количества золота из руды, которые ранее пропадали, уходя в отвал. Однако цианид — сильнейший яд, и, хотя в целом послужной список горнодобывающей промышленности не испорчен случаями нанесения серьезного или даже непоправимого ущерба окружающей среде, в результате халатного отношения к соблюдению технологического цикла в последнее время возникло несколько дел, получивших широкую огласку. Как правило, тревога по поводу опасности, которую несет с собой добыча золота для природы и человека, ведет к конфликтам между владельцами компании, местными жителями и правительствами, что, в свою очередь, оборачивается лишними издержками и снижением производства. Иногда даже приходится свертывать разработки перспективных участков. Поэтому проблемы компании в сфере охраны окружающей среды и ее отношения с соседями играют важную роль при оценке качества запасов.

Эти риски перечисляются в отчетах компании «К-10» в графах «судебные тяжбы» и «вопросы охраны окружающей среды». Однако потенциальный инвестор не должен полагаться только на такие документы. В поисковой сис-теме «Google» в октябре 2003 года приводились десятки ссылок на статьи с такими заголовками, как «Президент «Ньюмонта» отбивается от нападок «зеленых» на собрании акционеров», «Перуанские крестьяне выступают про-тив золотой шахты "Ньюмонта"» и «Лас-Вегас сан»: «зеленые пытаются остановить работу золотого рудника "Ньюмонта"». Короче говоря, местонахождение шахты часто ограничивает возможности ее владельца по наращиванию производственных мощностей или даже вообще эксплуатации. Правильная оценка активов той или иной золотодобывающей компании предполагает наличие общего представления о том, как законы об охране окружающей среды и их толкование воздействуют на работу на ее основных земельных участках. И здесь опять огромным плюсом является диверсификация, потому что она уменьшает отрицательное влияние возможных проблем на эксплуатацию одной отдельно взятой шахты.

Разработка новой шахты. По меньшей мере один видный историк уподобил золото наркотику, который на протяжении всего времени существования человечества заставлял тех, кто пристрастился к нему, совершать как красивые, так и отвратительные поступки. Поэтому давайте немного расширим рамки этой аналогии и отметим, что в очень важном смысле золотодобытчики похожи на компании, производящие лекарства. Точно так же, как «Мерк и Пфайзер» постоянно разрабатывает и испытывает новые составы, золотодобытчики постоянно ведут разведку, строят новые шахты и вводят их в эксплуатацию. Как вы помните по предыдущему примеру компании «Гламис», большая новая шахта, подобно новому, широко разрекламированному лекарству, в создание которого вложены огромные средства, может стать ключом к возникновению и укреплению «младшего». Или она может позволить «старшему» нарастить свои ресурсы. Вместе с тем истиной является и обратная сторона процесса: подобно фармацевтической компании, чьи акции падают в цене, если многообещающее лекарство не проходит клинических испытаний, золотодобывающая компания терпит большие убытки, если новая шахта не оправдывает ожиданий. Например, компания-«середняк» «Меридиан» понесла огромные потери в начале 2003 года, когда обменный курс золота поднимался, после того как протесты местного населения вынудили ее остановить разработку перспективного месторождения «Эскуэль» в Аргентине. Акции «Меридиана» упали в цене на 50%.

Когда бурение, проводимое золотодобытчиками, дает определенные положительные результаты — или же эти результаты оказываются отрицательными, что тоже важно, — обычно они предаются гласности. Подобные пресс-релизы, как и подробности клинических испытаний нового лекарства, могут поддаваться расшифровке с некоторым трудом, однако из них можно почерпнуть очень важную информацию для оценки будущих перспектив.

Доходная политика. Теперь, когда у вас есть представление о физической стороне процесса добычи золота, давайте бросим взгляд на его финансовую сторону. Откуда золотодобытчик получает свой капитал, как компания использует его для наращивания своего портфеля шахт и управления им? У золотодобытчика существуют несколько способов превра-щения металла в наличные, и их выбор говорит как и о философии менеджмента, так и о перспективах на золотом рынке «быков». Здесь отрасль можно разделить на три широких лагеря.

Хеджирование. Производители ювелирных изделий и электронного оборудования, использующие золото, знают более или менее точно, какое количество этого металла им понадобится в следующем году. Чего они не знают — так это того, сколько оно будет стоить. Если цены резко возрастут, их издержки увеличатся до такого уровня, что производство станет нерентабельным. В результате они не прочь немного переплатить, но гарантировать в будущем поступление золота по приемлемой цене.

Золотодобывающие компании сталкиваются с обратной проблемой. Им известно, какой объем продукции они выпустят в будущем году и по какой цене, однако их волнует возможность падения цен, что начисто уничтожит прибыль.

Поэтому различные игроки на рынке золота нередко заключают сделки, по условиям которых соглашаются купить или продать определенное количество золота по конкретной цене на протяжении нескольких месяцев или даже в будущем.

Это явление получило название хеджирования, и для золотодобывающей компании оно означает гарантированную прибыль, но за счет упущенной выгоды, если цена на золото возрастает выше той, которая была предусмотрена фьючерсной сделкой. Подобная тактика выглядит вполне ра-зумной и даже выгодной, если обменный курс золота падает, как это случилось в конце 1990-х годов. Поскольку форвардная цена на золото всегда выше той, что существует на рынке в момент заключения сделки (конфигурация, называющаяся «контаго»), то компания, которая страхует свое производство, получит более высокую среднюю цену, нежели ее конкуренты, в обстановке, когда обменный курс золота невысок или падает, однако заработает меньше, чем нехеджированные конкуренты, если цена на золото чересчур возрастет.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я